Аргунов И. П.

Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской


1754

Холст, масло. 81,5 x 62,5

Пост. в 1897 из собр. А. Б. Лобанова-Ростовского (Санкт-Петербург)


Лобанова-Ростовская Екатерина Александровна (урожденная княжна Куракина; 1735–1802) — княгиня, с 1752 супруга князя И. И. Лобанова-Ростовского. По воспоминаниям современников, «не знала гордости, была ласкова, вежлива, любезна со всеми, благотворительна, получила отличное воспитание и имела веселый нрав, не изменявший даже в маститой старости». Изображена в красной подбитой горностаем княжеской мантии. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 85.

В портрете, парном к портрету И. И. Лобанова-Ростовского, искусно передана материальность предметов, фактура кружев, серег. Мастерски проработаны складки ткани, не выявляющие форму тела. В живописи преобладают холодные лимонно-желтые и серебристые тона. Героиня портрета изображена в красной подбитой горностаем княжеской мантии. 



Аргунов Иван Петрович
1727, ? – 1802, усадьба Кусково Московской губ.

Живописец, портретист, иконописец, педагог.
Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. Крепостной князя А.М. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. В 1746–1747 учился живописи у Г. -К. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Иконы писал и позже. Постоянно практиковался в написании портретов.

В 1750 художник завершает парадный "Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского" (Русский музей), в 1754-м – парный к нему "Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской" (Русский музей). В 1750-х авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учиться А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков, Н. И. Аргунов, будущие академики живописи. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова. Но в конце 1760-х П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. В 1770–1880-х он пишет мало. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он почти не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – живописец, Яков – живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов).

Argunov I. P.

Portrait of Princess Ekaterina Lobanova-Rostovskaya


1754

Oil on canvas. 81,5 x 62,5

Received in 1897


Princess Ekaterina Lobanova-Rostovskaya is depicted in a red mantel trimmed with ermine. She was described by a contemporary as «not knowing pride, affectionate, polite, kind to one and all, charitable, received an excellent education and had a merry disposition, which did not change even in venerable old age.» Princess Ekaterina Alexandrovna Lobanova-Rostovskaya (1735–1802): Daughter of Prince Alexander Kurakin. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 89.

 



Argunov Ivan Petrovich
1771, St Petersburg - After 1829

Painter, portraitist. Studied art under his father Ivan Argunov, a Sheremetyev serf artist. Copied the paintings of West European artists in the Imperial Hermitage. Freed from serfdom (1816). Made an academician (1818) for his portrait of Pavel Runich (1817). Painted miniature portraits. 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library