Аргунов И. П.

Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского


1750

Холст, масло. 89 x 70

Пост. в 1897 из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского


Самый ранний из известных в настоящее время портретов кисти Аргунова. В нем соединены принципы композиции западноевропейского парадного портрета и идущие от старой русской живописи черты застылости и плоскостности. Превалируют насыщенные, плотные цвета теплого тона.

Иван Иванович Лобанов-Ростовский (1731–1791) – князь, представитель старшей линии княжеского рода Лобановых-Ростовских, ведущего свое начало от Владимира Мономаха. Как и большинство дворянских детей, в детстве был записан в Конную гвардию, с 1752 – корнет, в 1761 по болезни уволен из поручиков Конной гвардии в отставку с чином лейб-гвардии ротмистра. Изображен в мундире офицера Конной гвардии и в красной, подбитой горностаем княжеской мантии.



Аргунов Иван Петрович
1727, ? – 1802, усадьба Кусково Московской губ.

Живописец, портретист, иконописец, педагог.
Родился в семье талантливых крепостных интеллигентов – художников и архитекторов. Крепостной князя А.М. Черкасского, а с 1743 – графа П. Б. Шереметева, одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой. Всю жизнь исполнял многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов-дворцов П. Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве. В 1746–1747 учился живописи у Г. -К. Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы Петровны. Вместе с ним исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца. Иконы писал и позже. Постоянно практиковался в написании портретов.

В 1750 художник завершает парадный "Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского" (Русский музей), в 1754-м – парный к нему "Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской" (Русский музей). В 1750-х авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учиться А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков, Н. И. Аргунов, будущие академики живописи. 1760-е – время расцвета творчества Аргунова. Но в конце 1760-х П. Б. Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей. В 1770–1880-х он пишет мало. В 1788 Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он почти не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел – архитектор, Николай – живописец, Яков – живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П. И. Аргунов).

Argunov I. P.

Portrait of the Horse Guards Officer Prince Ivan Lobanov-Rostovsky


1750

Oil on canvas.


This painting is the earliest of the currently known portraits painted by Argunov. It combines the rules of the Western European composition for the ceremonial portraits and the characteristics of the old Russian painting such as stiffness and flatness. Intense and dense colours of warm tones prevail.

Ivan Ivanovich Lobanov-Rostovsky (1731–1791) was a prince and the oldest member of the princely family of Lobanov-Rostovsky, which goes back to Vladimir Monomakh. As it is the case for the majority of the children from a noble family, he was enrolled in the Horse Guards. He became Cornet (modern equivalent to a second lieutenant) in 1752, but in 1761 because of illness, he was forced to give up his responsibilities as lieutenant of the Horse Guards and retired with the rank of cavalry captain. He is depicted in the uniform of an officer of the Horse Guards with a red princely cloak furnished with black ermine.



Argunov Ivan Petrovich
1771, St Petersburg - After 1829

Painter, portraitist. Studied art under his father Ivan Argunov, a Sheremetyev serf artist. Copied the paintings of West European artists in the Imperial Hermitage. Freed from serfdom (1816). Made an academician (1818) for his portrait of Pavel Runich (1817). Painted miniature portraits. 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library