Левицкий Д. Г.

Портрет Н. С. Борщевой


1776

Холст, масло. 196,5 х 134,5

Пост. в 1917 из Петергофского дворца


В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.  В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали  в балете.

Борщева (Барщева) Наталья Семеновна (1758-1843) - дочь отставного фурьера С. И. Борщева. С 1764 по 1776 обучалась в Воспитательном обществе благородных девиц, которое окончила с большой золотой медалью и шифром Екатерины II. В 1776 стала фрейлиной великой княгини Марии Федоровны. Замужем первым браком за К. С. Мусиным-Пушкиным, вторым - за генерал-майором фон дер Ховеном.
Изображена в бальном платье, в котором танцевала на балу в Воспитательном обществе благородных девиц.

О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей



Левицкий Дмитрий Григорьевич
1735, Киев – 1822, Санкт-Петербург

Живописец-портретист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1770). Член Совета Академии художеств (с 1808). Родился в Киеве. Первоначальные художественные навыки получил у отца – потомственного священника, известного гравера Г. К. Левицкого. Учился у А. П. Антропова с 1758, работал в содружестве с ним, в частности по оформлению коронационных торжеств, связанных с восшествием на престол Екатерины II (1762). Писал иконы для московских церквей. Преподавал в Академии художеств, руководил классом портретной живописи (1771–1788). В 1800-е из-за болезни глаз был вынужден оставить живопись. Автор многочисленных портретов современников. Его знаменитая сюита "Смолянки", выполненная по заказу двора для украшения Большого Петергофского дворца, – уникальное явление в русском искусстве второй половины XVIII века.

Сведения о реставрации

Неоднократно реставрировался до поступления в РМ

Реставрация 1888-1890 годов, А.С.Сидоров (Эрмитаж)

Состояние сохранности до реставрации:

Многочисленные записи авторского красочного слоя располагались по всей поверхности. Исследование видимой люминесценции живописи в УФ лучах выявило наличие тонировок разного времени, лежащих под разными лаковыми слоями, нанесенных в большей степени по «масляным разрывам».

Изображение платья со временем предстало практически полностью переписанным с применением уже других черных пигментов, чем у Д.Г. Левицкого. Левицкий использовал черный асфальт с примесью сажи в написании платья Борщовой. Такой глубины черный цвет не дает ни один из известных черных пигментов. Однако асфальтовая черная из-за колоссальной маслоемкости приводит к болезни, выражающейся именно в появлении и постоянном росте «масляных разрывов». Если представить сетку разрывов незатонированной, с просвечивающей рыжей имприматурой, то полностью изменятся цвет платья и характер изображенной ткани.

Портрет Н.С. Борщовой также, как и другие портреты «Смолянок» был переведен на новый холст в конце 19 века. По прошествии более 120 лет картина требовала комплексной консервации и проведения расчисток авторской живописи от многочисленных слоев изменившихся лаков и записей.

Комплекс проведенных мероприятий:

После проведения укрепления красочного слоя и дублирования кромок по периметру переводного холста картина была вновь натянута на подрамник. Регенерация лаков и красочного слоя позволила провести деликатное послойное удаление поздних лаковых слоев и записей. В процессе расчистки раскрылись авторские приемы написания складок платья, где на игре теплого и глубокого черного асфальта и приглушенной холодноватой сажи построены нюансы объемности и материальности. Масляные разрывы на изображении платья решено было затонировать, так как рыжая имприматура слишком сильно нарушала единство живописного образа. Черное платье «ожило» благодаря раскрытым из-под глухих записей складкам и тонкости изображенных автором «бархатистых» мягких полутонов. После удаления темного фильтра лаков благодаря проявившимся холодным тонам зазвучало пространство вокруг танцующей фигуры.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 87.

Levitsky D. G.

Portret of Natalia Borscheva


1776

Oil on canvas. 196,5 х 134,5


В семидесятые годы XVIII века по заказу Екатерины II Левицкий написал серию "Смолянки", состоящую из семи портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц - привилегированного учебного заведения, открытого в Петербурге в 1764 году по указу императрицы. Дочерей дворян готовили там для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, "приятные в обществе", – их учили французскому и немецкому языкам, изящным манерам, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.  В Смольном институте часто устраивались представления, где смолянки разыгрывали французские комедии, а также выступали  в балете.

Борщева (Барщева) Наталья Семеновна (1758-1843) - дочь отставного фурьера С. И. Борщева. С 1764 по 1776 обучалась в Воспитательном обществе благородных девиц, которое окончила с большой золотой медалью и шифром Екатерины II. В 1776 стала фрейлиной великой княгини Марии Федоровны. Замужем первым браком за К. С. Мусиным-Пушкиным, вторым - за генерал-майором фон дер Ховеном.
Изображена в бальном платье, в котором танцевала на балу в Воспитательном обществе благородных девиц.

О реставрации серии картин Д. Левицкого "Смолянки" на сайте службы реставрации музейных ценностей



Levitsky Dmitry Grigoryevich
1735, Kiev - 1822, St Petersburg

Leading Russian eighteenth-century painter and portraitist. Son of Grigory Levitsky Nos, a priest and Ukrainian engraver. Moved to St Petersburg (c. 1758). Studied under Alexei Antropov. Worked in Moscow (17605). Nominated to the Academy (c. 1769). Academician (1770). Headed the portraiture class at the Imperial Academy of Arts (1771-87). Councillor (1776), member of the Academy council (1780). Retired for unknown reasons (1787). Worked as a free painter. Returned to the Academy council (1807).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library