Написана по программе, заданной А. П. Лосенко Советом Академии 4 октября 1769: «Владимир, утвердясь на новгородском владении, посылает к полоцкому князю Рогвольду, чтоб ему отдал дочь свою Рогнеду в супружество; гордым ответом Рогнеды раздраженный Владимир подвигнул все свои силы, столичный полоцкий город взял силою, Рогвольда с двумя сынами лишив жизни, с высокомысленною Рогнедою неволею сочетался». За эту картину в 1770 художник был удостоен звания академика и без баллотирования назначен адъюнкт-профессором ИАХ. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 86.
Первое полотно на тему отечественной истории. Сюжет был заимствован из «Российской истории» М. В. Ломоносова и летописей. Новгородский князь Владимир предложил полоцкой княжне Рогнеде стать его женой. Будучи отвергнут, Владимир пошел войной на Полоцк, убил отца и братьев княжны и силой взял ее в жены. В качестве сюжета выбран момент раскаяния, когда Владимир «испрашивает прощения» за насилие, что весьма характерно для просветительских представлений той эпохи, направленных против произвола «деспотичества».
В целом картина, построенная художником в соответствии с классицистическими установками Академии художеств, носит условный, декламационно-патетический характер. Архитектура и костюмы соотносятся с античными, герои молоды и прекрасны, композиция напоминает театральную мизансцену. В облике Владимира угадываются черты знаменитого трагического актера И. А. Дмитревского.
В этом произведении художником был сделан существенный шаг к воплощению в живописи человеческих страстей, к избавлению от отвлеченной идеализации. Картина принесла автору звания академика и профессора.
Великий князь Владимир (Святой) (ок. 960 — 1015) — вебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от Малуши, ключницы великой княгини Ольги. В детстве жил в Новгороде под присмотром своего дяди Добрыни. С 970 года — князь новгородский. В 980 году, победив в междоусобной борьбе старшего брата, великого киевского князя Ярополка, стал единодержавным правителем Руси. В 980–990-е годы совершил многочисленные военные походы, покорив или обложив данью ряд соседних племен и расширив пределы русского государства. Будучи в начале правления ревностным язычником, принял меры к реформации языческого культа и воздвиг в Киеве капище с идолами главных славянских богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и Мокоши. Ввел практику человеческих жертвоприношений. Как язычник Владимир имел множество жен и наложниц. В 988 году выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси. Известен как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Начало его официального почитания как равноапостольного относится к XIII–XIV векам. Вера Пудова // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 37.
Рогне́да Рогволодовна (также Горисла́ва, в крещении Анастаси́я; ок. 960 — ок. 1000) — княжна полоцкая, дочь князя полоцкого Рогволода, одна из жён великого князя киевского Владимира Святославича, мать князя полоцкого Изяслава Владимировича, великого князя киевского Ярослава Владимировича и первого князя волынского Всеволода Владимировича.
Живописец. Академик Императорской Академии художеств (с 1770).
В детстве был певчим придворной капеллы. Затем учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753–1758) и в Академии художеств (1758–1760). Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж. -М. Вьена (1760–1764), работал в Италии, в Риме (1765–1768). Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором. Основоположник русской исторической живописи, портретист. Составитель первого отечественного учебного пособия для Академии художеств "Изъяснение краткой пропорции человека ... для пользы юношества..." (1772). По отзыву Э. Фальконе, "талантливейший среди соотечественников живописец".
Anton Losenko was elected to the Academy and appointed adjunct professor for this work in 1770. It was painted for a programme given to students of the Imperial Academy of Arts on 4 October 1769:
«Consolidating his hold on Novgorod, Prince Vladimir commands Prince Rogvold of Polotsk to givehim his daughter Rogneda in marriage; angered by Rogneda’s refusal, Vladimir gathers his forces, takes the capital of Polotsk by force, kills Rogvold and his two sons and forcibly marries the proud Rogneda.» Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 80.
History painter, portraitist, draughtsman. Studied at Ivan Argunov''s studio (from 1753) and under Jean-Louis de Velly and Louis-Jean-Francois Lagrenee at the Imperial Academy of Arts (1758-60). Taught at the Imperial Academy of Arts. Adjunct (1762). Fellow of the Imperial Academy of Arts in France (1760-62, 1763-65), studied under Jean Restout and Joseph-Marie Vien. Awarded silver medals for drawings by the Academic des Beaux-Arts in Paris (1763, 1764,1765). Studied in Italy (1765-69). Nominated to the Imperial Academy of Arts (1769), academician and professor (1770). Head of the history painting class, director of the Imperial Academy of Arts (1772-73