Петр III (Карл Петер Ульрих Голштейн-Готторпский; 21 февраля 1728, Киль − 6/17 июля 1762, Ропша) − сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра I Анны Петровны. В 1742 привезен в Петербург как наследник престола. Приняв православие, получил имя Петра Федоровича. В 1745 вступил в брак с Софией Фредерикой Августой Ангальт-Цербстской, будущей Екатериной II. С 1761 российский император, первый представитель Голштейн-Готторпской (Ольденбургской) ветви Романовых на русском престоле. После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота (1762), возведшего на престол его жену, Екатерину II. Умер в Ропшинском дворце при невыясненных обстоятельствах. Царствовал с 25 декабря 1761 / 5 января 1762 по 28 июня / 9 июля 1762. 400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 112.
Великий князь Петр Федорович (1728–1762) – немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра I Анны Петровны, с 1761 российский император Петр III. Свергнут с престола в результате дворцового переворота 1762 и убит в Ропшинском дворце под Петербургом.
Парадный портрет императора свидетельствует о большом профессиональном мастерстве живописца, умении скомпоновать фигуру в рост среди аксессуаров царственной обстановки с троном, регалиями царской власти, в роскошной мантии, с традиционной колонной. Император изображен одетым в мундир лейб-гвардии Преображенского полка, с офицерским нагрудным знаком и орденом святого Андрея Первозванного.
Живописец, портретист.
Учился в Петербурге у А. М. Матвеева и Л. Каравака (с 1732). С 1739 работал в "живописной команде" Канцелярии от строений у И. Я. Вишнякова. В конце 1750-х брал уроки у П. Ротари. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге и его пригородах (1744-1750), в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-1755). С 1761 до конца жизни - главный художник Синода (надзиратель за живописцами и иконописцами). Имел частную школу живописи, в которой занимался Д. Г. Левицкий. Портреты, созданные мастером в традициях европейского парадного портрета, продолжают традиции парсуны, развивают стилистическую линию отечественного примитива с его яркой непосредственностью и правдивостью образов. Много работал и в области камерного портрета.
Peter Fyodorovich (1728–1762) was the son of Tsesarevna Anna Petrovna and Duke Charles Frederick of Holstein-Gottorp. He was the grandson of two irreconcilable enemies: the Russian emperor Peter I and the Swedish king Charles XII. He was raised in the spirit of Swedish patriotism, which was expressed, among other ways, in a hatred of Russia. From 1742, he was the heir to the Russian throne. From 25 December 1761 to 28 June 1762, he was Emperor Peter III. He was never crowned. In imitation of Peter I, he intended to conduct a series of reforms. His "Manifesto on the Freedom of the Nobility", the abolition of the Secret Investigative Affairs Office and the secularisation of church lands be came the foundation for the subsequent legislative activities of Catherine II. In traditional historiography, he is characterised, and not without reason, as an ignorant, weak-minded Russophobe. He was overthrown in a palace coup led by his own wife, the future Empress Catherine II. He is depicted in the uniform of the Preobrazhensky Life Guards Regiment. He wears the officer badge and the ribbon and star of St Andrew.
Painter, portraitist, icon-painter. Studied under Louis Caravaque, Andrei Matveyev and Alexander Zakharov, took lessons from Pietro de Rotari (from 1732). Joined the painting department of the Ministry of Construction (1739), foreman (1749). Helped to decorate the interiors of palaces in and around St Petersburg and Moscow. Painted the interior decor of the Si Petersburg Opera House (1750). Created murals and icons for St Andrew’s Cathedral in Kiev (1750-55). Lived in St Petersburg (from 1758). Worked for the Holy Synod and supervised the work of painters (from 1761), Taught Dmitry Levitsky and Pyotr Drozhdin.