Фермор Сарра Элеонора (Сарра Вилимовна; 1740 — между 1805 и 1824) — дочь английского генерала на русской службе Вильяма Фермора. В 1765 вышла замуж за графа Я. П. Стенбока (1744–1824). Ее сын носил фамилию Стенбок-Фермор и был основателем одного из известных графских родов Российской империи. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 78.
В течение многих лет Вишняков возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, государственного учреждения, которое ведало в XVIII столетии строительными работами и декоративным убранством дворцов и церквей Петербурга и его пригородов. В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. Произведений Вишнякова почти не сохранилось. Портреты детей Фермор — одни из немногих дошедших до нас работ художника. С 1746 по 1757 год Виллим Фермор, заведуя Канцелярией от строений, должен был часто иметь дело по службе с главою «живописной команды» Вишняковым и мог заказать ему портреты своих детей.
Согласно обычаям того времени, Сарра изображена как взрослая девушка, в торжественной позе и наряде придворной дамы, соответственно высокому положению ее семьи. Фон с тяжелой драпировкой, колонной и балюстрадой типичен для официального парадного портрета. Некоторая неловкость и скованность движений, напряженность позы не мешают созданию живого, поэтичного и трогательного образа девочки-подростка. Стилистически изображение выдержано в духе рококо, господствовавшего при елизаветинском дворе.
«Девочка-дама и мальчик-сержант». Иван Вишняков. Онлайн-курс «Я и картина» (12:02) |
Творческая мастерская "Портрет прекрасной дамы". Онлайн-курс «Я и картина» (2:34) |
Живописец-портретист.
Учился у Л. Каравака. С 1727 – ученик и подмастерье в "Канцелярии от строений", с 1739 – преемник А. М. Матвеева на посту главы "живописной команды", расписывавшей дворцы и соборы Петербурга и его пригородов. Под его руководством осуществлялся огромный объем работ по украшению возводимых в столице, а также в Москве и Киеве вельможных и царских дворцов, церквей и многочисленных триумфальных арок, строившихся по случаю официальных торжеств.Один из самых ярких представителей русского портрета первой половины XVIII века. Главным образом занимался декоративной живописью. Много работал как иконописец.
Сведения о реставрации
Частичное раскрытие: Марков М. Н. (1948)
Полное раскрытие: Марков М. Н. (c 1957 по 1958)
Состояние сохранности до реставрации:
Авторская живопись была покрыта несколькими слоями лака, потемневшими от времени, полностью изменившими и скрывшими оригинальный колорит. Исследования видимой люминесценции поверхности красочного слоя в УФ-лучах показали наличие большого количества записей, расположенных как на лаке, недавних, так и между лаковыми слоями, то есть появившихся давно и в разное время. Записи располагались как на фоне, так и на изображении платья, руки, веера. Разложение (деструкция) лаковых слоев и частично поздних записей проявили сильные цветовые разногласия с авторским слоем. Портрет выглядел темным и бесцветным, неоправданно «пятнистым».
Комплекс проведенных мероприятий:
Раскрытие авторской живописи велось послойно. Сначала удалялись записи, лежащие на лаке, затем лак утоньшался и удалялись записи, лежащие в лаковых слоях. Одновременно устранялись межлаковые загрязнения. Под записями были раскрыты утраты авторского красочного слоя, но значительно меньшие, чем площадь, перекрываемая записью. На отдельных участках строго в пределах утрат были оставлены старые записи для последующей корректировки. Удаление желтых слоев лака и записей позволило раскрыть настоящий колорит авторской живописи, наполнило портрет воздухом и пространством. На завершающем этапе были сделаны реставрационные тонировки в местах утрат и откорректированы оставленные старые записи в соответствии с цветом и тоном раскрытого авторского красочного слоя.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 78-79.
Possibly Ivan Vishnyakov’s finest portrait, this is one of the most poetic images of a child painted in Russia in the eighteenth century.
Sarah Eleanore Fairmore (1740 — between 1805 and 1825): Daughter of William Fairmore, an English general stationed in Russia. Married Count Stenbock (1765). Her son was the first Count Stenbock-Fairmore, one of the most distinguished families in Imperial Russia. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 83.
Painter, portraitist. Son of a mining master, who sent him to St Petersburg (1714). Apprentice of the Ministry of Construction (1727), painting master (1739), ensign (1742), captain (1742), collegiate assessor (1743), court councillor (i752).Headeda team of painters from the Ministry of Construction, decorated the Grand Palace in Peterhof, Summer Palace and Winter Palace in St Petersburg and palaces in Moscow and Kiev (from 1739). Painted icons for churches in St Petersburg. Restored icons and oil paintings.