Ф. С. Рокотов — один из крупнейших мастеров портретной живописи XVIII столетия. Лучшие черты творчества Рокотова наиболее ярко проявились в его портретах 1780-х годов, которые отличаются остротой характеристик и изощренным мастерством исполнения. Один из них — портрет В. Н. Суровцевой, в котором Рокотов создал образ умной и доброжелательной женщины с неправильными, но милыми чертами лица. Показательно для мастерства художника использование в портретах этого периода мягкого, прямого освещения, иногда скрадывающего формы лица и тем яснее выявляющего рисунок только глаз и губ. По тонкости решения сложных колористических задач портреты Рокотова принадлежат к высшим достижениями живописной культуры всего XVIII столетия.
Суровцева (Суровцова) Варвара Николаевна (урожд. Пашкова). Ее родная сестра Екатерина была замужем за графом Девиером. Дворянский род Суровцевых (Суровцовых), проходящий по Московской, Калужской, Саратовской и Симбирской губерниям, впервые упоминается в рукописях в начале XVI в.
Парный портрет — портрет Суровцева (Ж-4960).
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1765). Родился в имении князя П. И. Репнина в с. Воронцово близ Москвы в семье крепостного. В 1760 получил вольную. В том же году поступил в Академию художеств при содействии покровителя – графа И. И. Шувалова, основателя и куратора Академии. Учился у А. П. Антропова, Л. Токке и П. Ротари, позже преподавал (1762–1765). К началу 1760-х завоевал широкую популярность в кругу столичной знати. Около 1767 переехал в Москву. Автор многочисленных камерных интимных портретов современников, в которых нашли отражение просветительские идеалы времени. Созданный им тип портрета пользовался широким признанием и составил целую эпоху в русской портретной живописи. Крупнейший портретист XVIII века, он был вскоре предан забвению и открыт заново лишь спустя столетие, в начале ХХ века.
Fyodor Rokotov – one of the greatest masters of portrait painting of the 18th century. The best features of creative works of Rokotov are most clearly evident in his portraits of the 1780s. These works are unique due to the sharpness of characteristics and sophisticated craftsmanship.
One of them is a portrait of V.N. Surovtseva in which Rokotov created the image of a smart and friendly woman with wrong but nice facial features. It is typical for the artist's skill to use the soft direct light that sometimes conceals the shape of the face and more clearly exposes the image of only the eyes and lips. Due to the subtleties of solution of the complex color problems, Rokotov portraits can be considered the highest achievements of the painting culture of the whole 18th century.
Surovtseva (Surovtcova) Varvara Nikolaevna (nee. Pashkova). Her sister Caterina was married to the Count Devier. Noble family of Surovtsevy (Surovtcovy), extending in the Moscow, Kaluga, Saratov and Simbirsk provinces, was first mentioned in manuscripts at the beginning of the 16th century.
Painter, portraitist. Believed to have studied in his youth under Moscow icon-painters. Moved to St. Petersburg (17505). Studied at the Imperial Academy of Arts (from 1760). Junior assistant (1762). Academician (1765). Returned to Moscow (17605) and worked there as a free artist.