Написана в Риме, в последний год пребывания Лосенко в качестве пенсионера петербургской Академии художеств. И. И. Шувалов, опальный вельможа и меценат, также живший тогда в «вечном городе», заказал ее художнику для графа К. Г. Разумовского и позаботился о доставке картины в Петербург вместе со слепками с произведений античной скульптуры, выполненными для Академии художеств.
Одно из первых ярких произведений русского классицизма, полотно отличается классической простотой, ясностью и четкостью формы, является примером сочетания античных реминесценций и навыков работы с обнаженной натуры. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 86.
Сюжет взят из «Илиады» Гомера.
Зевс — в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, главный из богов-олимпийцев. Атрибутом Зевса являются щит, двусторонний топор и орел.
Фетида — морская богиня, мать героя Троянской войны Ахилла.
Зевс хотел жениться на Фетиде, но Прометей открыл ему пророчество, что сын Фетиды будет сильнее отца, тогда Зевс, испугавшись, что сын свергнет его, выдал Фетиду замуж за царя Пелея. На картине Лосенко изображен момент, когда Фетида взошла на Олимп и умоляла Зевса отомстить Агамемнону за оскорбление ее сына Ахиллеса (Ахилла). Поэтическая композиция Лосенко воплощается в лирических образах и воспевает любовь и нежность.
Картина была выполнена в Риме в начале 1769 года. Существует предположение, что картина была заказана художнику И. И. Шуваловым для графа К. Г. Разумовского. В этом полотне, с его выверенностью в передаче анатомии, локальным цветом, преобладанием линеарно-пластического начала в моделировке, исследователи видят одно из лучших созданий художника.
Зевс и Фетида. Мой музей
Живописец. Академик Императорской Академии художеств (с 1770).
В детстве был певчим придворной капеллы. Затем учился в Петербурге в мастерской И. П. Аргунова (1753–1758) и в Академии художеств (1758–1760). Совершенствовался в Париже у Ж. Рету и под руководством Ж. -М. Вьена (1760–1764), работал в Италии, в Риме (1765–1768). Один из первых русских профессоров Академии художеств, некоторое время был ее директором. Основоположник русской исторической живописи, портретист. Составитель первого отечественного учебного пособия для Академии художеств "Изъяснение краткой пропорции человека ... для пользы юношества..." (1772). По отзыву Э. Фальконе, "талантливейший среди соотечественников живописец".
Anton Losenko painted Zeus and Thetis in Rome in 1769, during the final year of his period as a fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy. Count Ivan Shuvalov also lived in Rome at the time and commissioned the painting from the artist for Count Kirill Razumovsky.
Shuvalov dispatched the canvas to St Petersburg along with casts of ancient sculptures for the Imperial Academy of Arts. One of the first works of Russian Neoclassicism, Zeus and Thetis is distinguished for its classical simplicity and clear and distinct forms, interweaving ancient reminiscences with direct work from life. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 80.
History painter, portraitist, draughtsman. Studied at Ivan Argunov''s studio (from 1753) and under Jean-Louis de Velly and Louis-Jean-Francois Lagrenee at the Imperial Academy of Arts (1758-60). Taught at the Imperial Academy of Arts. Adjunct (1762). Fellow of the Imperial Academy of Arts in France (1760-62, 1763-65), studied under Jean Restout and Joseph-Marie Vien. Awarded silver medals for drawings by the Academic des Beaux-Arts in Paris (1763, 1764,1765). Studied in Italy (1765-69). Nominated to the Imperial Academy of Arts (1769), academician and professor (1770). Head of the history painting class, director of the Imperial Academy of Arts (1772-73