Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна

Тарелка с изображением арабов и золоченого полумесяца


Год создания: 1923

Размер: Дм. 23

Техника: Золочение, фарфор, роспись надглазурная, цировка;


Большую роль в творческих поисках Щекатихиной сыграло знакомство с искусством и современной жизнью арабского Востока. В 1923 художница вышла замуж за И. Я. Билибина, обосновавшегося к этому времени в Египте. Семья художников жила в Каире, в небольшом домике, расположенном в саду с финиковыми пальмами, огромными платанами и благоухающими розами. Восток покорил художницу яркими многоголосыми базарами, богатством красок, древними традициями. "Александра Васильевна была человеком жадным до живописных впечатлений, – вспоминал сын мастера, – а восток просто обкармливал этими впечатлениями, она любила толпу, говор, шум, экзотические одежды и, конечно, базар.…". Щекатихина остро подмечала восточный колорит и характерные особенности египтян, их вытянутые лица с огромными миндалевидными глазами, трапециобразные парики и яркие украшения у женщин, известные с древних времен, сословные различия в одежде, орнаментальную вязь письменности. Работы, созданные в этот период, по-прежнему характеризуются насыщенностью цвета и сверканием позолоты, дополненной цировкой. Графичный рисунок становится более лаконичным и подчинённым форме предмета, а, скрытая в ранних работах белизна фарфоровой поверхности, становится преобладающей.   

 

Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна Array

Живописец по фарфору, театральный декоратор.

Окончила Рисовальную школу Общества Поощрения художников (1914), где училась у Н. К. Рериха. Занималась в мастерской М. Дени в Париже. С 1918 художник Императорского фарфорового завода. Участница выставок „Мира искусства". С 1923 года жила в Египте и Франции. В 1923 вышла замуж за члена объединения "Мир искусства" И. Я. Билибина. В 1936 возвратилась в Россию, где до 1955 работала на фарфоровом заводе. 

Оставила большое творческое наследие. Это живопись, станковая графика, эскизы декораций и костюмов к театральным спектаклям, книжные иллюстрации. Наиболее полно ее яркий, полный неповторимого своеобразия талант проявился в искусстве фарфора. В школе Общества поощрения художеств (ОПХ), где она училась с 1908 по 1915 год, ее учителями и руководителями стали мастера, связанные с „Миром искусства“ — Н. К. Рерих, Я. Ф. Ционглинский, И. Я. Билибин, позднее, на фарфоровом заводе — С. В. Чехонин.

Plate with the Image of Arabs and a Gilt Crescent


Technique: Gilding, porcelain, painting over glaze,


Acquaintance with the art and modern life of the Arab countries played an important role in Schekatikhina creative search. In 1923, the artist married Ivan Bilibin, who had settled in Egypt to that time. The artists’ family lived in Cairo, in a small house, located in a garden with date palms, huge plane trees and fragrant roses.

The East enchanted the artist with bright loud bazaars, richness of colours and ancient traditions. Schekatikhina accurately noticed the eastern colour and the characteristic features of the Egyptians, their elongated faces with huge almond-shaped eyes, trapezoid wigs and bright decorations for women as well as known since ancient times class distinctions in clothing, ornamental ligature of writing. The works created during this period are still characterized by color saturation and gilt sparkling, supplemented with diverging pattern. The graphic drawing became more laconic and subjected to the object’s form, while the whiteness of the porcelain surface that had been concealed in the early works becomes predominant.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library