Бенуа Александр Николаевич

Бассейн Флоры в Версале


Год создания: 1905–1906

Размер: 53 x 65

Техника: Холст, масло


Безлюдный парк Версаля — знаменитой резиденции французских королей. Хмурый зимний день. Обнаженные деревья тянут темные ветви к серому небу. На первом плане небольшой бассейн. Из водной глади поднимается мраморная флора – греческая богиня растительного мира. Уравновешенность композиции, почти монохромный колорит, особая легкость, прозрачность живописи, создают впечатление некой остановленности жизни, передают поэтическую атмосферу опустевшего Версаля, где природа погрузилась в задумчивый зимний сон. Настроение, с которым написана картина, наводит на мысль о ностальгии художника по ушедшим временам, когда здесь царило веселье придворных праздников и король в сопровождении дам в модных туалетах прогуливался по аллеям парка. Версаль, являя изысканные вкусы его обитателей, представления о красоте галантного века Людовика XIV, будил у живописца творческую фантазию. Бенуа писал: «Мне хотелось в своих изображениях восстановить роскошное прошлое Версаля и населить его тенями. Но постепенно я научился отдаваться всецело непосредственно чарам Версаля, и тогда я еще сильнее начал ощущать в сложных его ароматах, в шорохе листьев, в плеске его водоемов смутные сладкощемящие воспоминания». Александр Бенуа, как его друзья по объединению «Мир искусства», любил и знал этот пригород Парижа как свой родной Петербург. Он посвятил ему цикл произведений, к которому относится и картина «Версаль. Бассейн Флоры».

Бенуа Александр Николаевич
1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж
Array

 

Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества "Мир искусства". Член "Союза русских художников" (1903-1910), пожизненный член "Осеннего салона" в Париже.
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 - один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 - член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 - хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Виднейший представитель художественной династии Бенуа. Главные темы работ - Россия и Франция XVIII - начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе "Версальской" (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.

Benois Alexander Nikolaevich


Technique: Oil on canvas


Безлюдный парк Версаля — знаменитой резиденции французских королей. Хмурый зимний день. Обнаженные деревья тянут темные ветви к серому небу. На первом плане небольшой бассейн. Из водной глади поднимается мраморная флора – греческая богиня растительного мира. Уравновешенность композиции, почти монохромный колорит, особая легкость, прозрачность живописи, создают впечатление некой остановленности жизни, передают поэтическую атмосферу опустевшего Версаля, где природа погрузилась в задумчивый зимний сон. Настроение, с которым написана картина, наводит на мысль о ностальгии художника по ушедшим временам, когда здесь царило веселье придворных праздников и король в сопровождении дам в модных туалетах прогуливался по аллеям парка. Версаль, являя изысканные вкусы его обитателей, представления о красоте галантного века Людовика XIV, будил у живописца творческую фантазию. Бенуа писал: «Мне хотелось в своих изображениях восстановить роскошное прошлое Версаля и населить его тенями. Но постепенно я научился отдаваться всецело непосредственно чарам Версаля, и тогда я еще сильнее начал ощущать в сложных его ароматах, в шорохе листьев, в плеске его водоемов смутные сладкощемящие воспоминания». Александр Бенуа, как его друзья по объединению «Мир искусства», любил и знал этот пригород Парижа как свой родной Петербург. Он посвятил ему цикл произведений, к которому относится и картина «Версаль. Бассейн Флоры».

Benois Alexander Nikolaevich
1870, St. Petersburg - 1960, Paris
Array

 

Graphic artist, painter, theatrical designer, art historian. Studied under brother Albert Benois, at the Imperial Academy of Arts (1887-1888) and at the Faculty of Law, St Petersburg University (1890-1894). Member of the World of Art (1899; founding member), Union of Russian Artists (1903) and the Salon d'Automne (1906). Contributed to the exhibitions of the Society of Russian Watercolourists (1891-1896), Sergei Makovsky Salon (1909), International Exhibitions in Munich (1898), Rome (1911), Malmo (1914) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906, 1910) and Berlin (1906). Designed for the Mariinsky Theatre, Vera Komissarzhevskaya Theatre and the Starinny Theatre in St Petersburg, Moscow Arts Theatre, Sergei Diaghilev's Ballets Russes, Ida Rubinstein Ballet Company, Teatro Real de Madrid, Theatre des Champs Elysees and Theatre National de L'Opera in Paris. Curator of the Hermitage Picture Gallery (1918-1926). Member of the Commission for the Protection of Monuments of Art and Antiques. Edited the Art Treasures of Russia magazine (1901-1903). Emigrated to Paris (1926). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library