
В конце 1903 произошло важное событие для И. Грабаря: он познакомился с живописцем и предпринимателем Н. В. Мещериным, сыном основателя Даниловской мануфактуры и был приглашен в имение Дугино, которое находилось к югу от Москвы, в красивейшем месте на реке Пахра. В этих местах И. Грабарь провел более десяти лет и написал все свои шедевры 1900-х. Здесь же, в Дугино, были созданы и первые натюрморты, сразу принесшие признание мастеру. Для создания одного из самых прославленных натюрмортов "Цветы и фрукты на рояле" мастеру потребовалось всего четыре дня. Натюрморт, написанный многоцветными мазками, пронизан светом и воздухом, он с успехом был показан на выставках, устроенных Дягилевым в Петербурге, Париже и Берлине, а также на Международной выставке в Венеции. Фрагментарная композиция полотна, борьба света и тени, выразительная фактура дают ощущение изменчивой среды, полной динамики и пульсации жизни. Холст был подарен автором своему другу и благодетелю Н. В. Мещерину.
Грабарь Игорь ЭммануиловичЧлен «Мира искусства» (1901, 1910), Союза русских художников (1903), пожизненный член Осеннего салона в Париже (1906). Участник выставок с 1898: «Мир искусства» (1902–1906, 1912–1922), СРХ (1903–1909), «Московские живописцы» (1925); Международных в Дюссельдорфе (1904), Венеции (1907, 1924), Риме (1911), Мальмё (1914). Преподавал в совместной школе Ашбе — Грабаря (1898–1901) в Мюнхене. 1910–1923 — период увлечения архитектурой, историей искусства, музейной деятельностью, охраной памятников. Осуществил издание первой «Истории русского искусства» в шести томах (1909–1916), написал для нее важнейшие разделы, опубликовал монографии о В. А. Серове и И. И. Левитане. В 1913–1925 возглавлял Третьяковскую галерею, значительно изменив принципы музейной работы. После революции многое сделал для защиты памятников культуры от разрушения. В 1918 по его инициативе созданы Государственные центральные художественные реставрационные мастерские (1918–1930, директор). С 1924 и до конца 1940-х вновь много занимался живописью, особенно увлекался портретом. Крупнейший русский импрессионист, автор множества классических произведений, оказавший существенное влияние на развитие этого течения. В 1910-х Грабарь на время оставляет импрессионистическую манеру в поисках звучности и декоративности целого с тем, чтобы вновь вернуться к ней в своих пейзажах и натюрмортах 1920–1950-х. Свои импрессионистические по чувству портреты и жанры советского времени художник писал, используя приемы „классического наследия“, что тоже было характерным проявлением „двойных стандартов“.
In the end of 1903 a significant event occurred in Grabar’s life – he met a painter and businessman Nikolai Meshcherin, a son of the founder of the Danilovskaya textile factory. Grabar was invited to the Dugino estate located to the south from Moscow in a beautiful place on the Pahra river. Grabar spent there more than 10 years and created all his masterpieces of 1900s. It was there where Grabar created his still lifes that got him recognition at once. It took the artist only four days to paint “Flowers and Fruits on a Grand Piano”, one of his most renowned still lifes. The work was painted by multicoloured strokes, full of light and air. The still life was a success at the exhibitions arranged by Sergei Diaghilev in St. Petersburg, Paris and Berlin as well as at the International exhibition in Venice. The fragmentary composition of the canvas, struggle of light and shadow, the expressive surface texture create the feeling of changeable environment full of dynamics and pulsation of life. The artist presented the canvas to his friend and benefactor Nikolai Meshcherin.
Grabar Igor Emmanuilovich 1871, Budapest — 1960, MoscowPainter, art historian, art critic, museum curator. Studied law, history and philology at St. Petersburg university (1889–1896). Studied at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1894–1896) and at Anton Ažbe’s school in Munich (1896–1898). Academician of painting (1913). Contributed to exhibitions (from 1898). Taught at the Ažbe/Grabar school in Munich (1898–1901). Trustee (1913–1918) and director (1918–1925) of the Tretyakov Gallery; director of the Central Art and Restoration Studios (1918–1930).