Малевич использует простейшие геометрические фигуры. Взятые в абсолютной «чистоте», как некая первооснова языка искусства, они равнозначны живописной «формуле», которая в сознании художника, как, вероятно, в сознании средневекового алхимика, имеет сакральный смысл. Не случайно первый вариант «Черного квадрата» Малевич выставил на выставке «0,10», как икону, повесив по русскому обычаю в правом, «красном» углу.
Икона — знак нового времени — так воспринимали современники «Черный квадрат», возможно, полагаясь и на собственные высказывания Малевича: «У меня — одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени...». «Черный квадрат» еще при жизни художника становится неким символом искусства Малевича, а точнее — повествующей о себе на супрематическом языке «творческой религии». Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 326.
На «Последней футуристической выставке картин» 1915 года, названной «0,10», (так как 10 ее участников решили свести все предметные формы к «0» и шагнуть за «0» в беспредметность), Малевич показывает 39 абстрактных композиций, представленных под названием «Новый живописный реализм» – супрематизм, от латинского «supremus» – «высший». Объясняя происхождение изобретенного направления, автор выводил его из кубизма, о чем и пишет в специально составленной брошюре «От кубизма к супрематизму». Позднее практически вся живопись, которая предшествовала искусству XX века, была включена в этот поток, и Малевич считал, что венчает это мощное мировое движение именно искусство геометрической абстракции.
Супрематизм Малевича в собрании Русского музея представлен классическими образцами, дающими представление о трех его этапах: «Супрематизм в своем историческом развитии имел три ступени черного, цветного и белого», – писал художник в одном из своих теоретических трудов. Черный этап, по мысли автора, также начинался с трех форм – квадрата, креста, круга – трех геометрических элементов живописи – ее фундамента и алфавита.
«Черный квадрат» Малевич определил как «нуль форм», базисный элемент мира и бытия. Он словно вобрал в себя все формы и все краски мира, сведя их к пластической формуле, где доминирует полюсность черного (полное отсутствие цвета и света ) и белого (одновременное присутствие всех цветов и света). Подчеркнуто простая геометрическая форма-знак, не увязанная ни ассоциативно, ни пластически, ни идейно ни с каким образом, предметом, понятием, уже существовавшем в мире до нее, свидетельствовала об абсолютной свободе ее создателя.
«Черный квадрат» знаменовал чистый акт творения, осуществленный Художником. Он стал ядром, центром новой системы, из которого выводились все другие супематические формы. «Черный квадрат – зародыш всех возможностей, – писал Малевич. – Он является родоначальником шара или куба, из нескольких квадратов можно сложить прямоугольник или крест. Черный квадрат принимает при своем развитии страшную силу, его распадение несет удивительную культуру в живопись».
«Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест» были написаны около 1923 года и предназначались для Международной выставки в Венеции. Однако там они так и не были показаны из-за интриг российских устроителей. Это обстоятельство чрезвычайно оскорбило Малевича. Хотя уже тогда он начал осознавать, что геометрический супрематизм, названный им «живописным реализмом», достиг предела своего развития.
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог.
Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927).
В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма
Kazimir Malevich employs the simplest geometric figures to construct a new reality, which does not have anything in common with nature, where the most important thing is the relationship between time and space. Malevich’s painterly formulae are born in these combined forms as the basic principles of the language of his art. These formulae had a sacred meaning in the artist’s consciousness akin to that of a medieval alchemist. The initial version of Black Square was first shown at the 0.10. Last Futurist Exhibition in Petrograd (1915). It was hung in the right corner of the hall, where icons are traditionally hung in Orthodox homes. Malevich’s «icon» in this way became a symbol of the new era. The artist himself called the work «a bare icon without a frame.» During Malevich’s lifetime, Black Square became a specific symbol of both his art and the Suprematist movement. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 333.
Malevich presented a series of 39 abstract compositions at the Last Futurist Exhibition of 1915, which was also referred to as the 0.10 exhibition, in light of the fact that the artists had decided to reduce material form to zero, and move beyond this “zero form” into the sphere of geometric abstraction. Malevich titled his series “New Painterly Realism: or, Suprematism, from the Latin Supremus, meaning ‘Superior’”. When explaining the origins of this new movement, Malevich defined it as something separate from Cubism: a subject he also explored in the pamphlet titled From Cubism to Suprematism. Later, Malevich would go on to claim that geometric abstraction marked the crowning glory of artistic development, and that nearly all art produced prior to the 20th century was just a precursor to it.
In the collections of the Russian Museum, Malevich’s Suprematist period is represented by several classic examples of the movement, which also offer an insight into its three distinct stages. “In the historical development of Suprematism there were three stages: the first was black, the second was multicolored, and the third was white”, Malevich wrote in one of his theoretical essays.
According to the artist, the black stage began with three shapes: the square, the cross, and the circle. These geometric forms served as the basis and foundational language of painting itself.
Malevich defined his Black Square painting as a nihil, or a basic compositional element of the world and being. This simple shape appears to have absorbed all of the forms and colors of the world, reducing them to a plastic formula dominated by black, or the complete absence of light and color; and white, or the simultaneous presence of light and all the colors on the spectrum. The simple geometric form of the square, which is neither related to nor associated with any artistic movement, ideology, image, object or pre-existing meaning, is both an articulation of and a testament to the total freedom of the artist as creator.
In short, Black Square represents an act of pure creation, which became the nucleus and focal point for a new system that would then give rise to the other Suprematist forms.
In the words of Malevich himself, “Black Square is the origin of all possibilities: it is the father of the sphere and the cube, while several squares can be used to create rectangles or crosses. If we develop this form, the black square acquires great strength; and if we take it apart, it lends incredible culture to painting”.
The paintings titled Black Square, Black Circle and Black Cross, all of which are on display in this exhibition, were created around 1923 for the Venice Biennale. However, they never got to be shown, due to a series of incidents and intrigues on the part of the Russian organizers. Malevich was deeply upset by this, although by that time he had started to become aware of the fact that Geometric Suprematism, which he also referred to as Painterly Realism, had reached the limits of its development.
Painter, graphic artist, writer on art, portraitist, landscapist, abstractionist. Studied at the Kiev School of Art (1895-1896) and Fyodor Roehrberg's studio in Moscow (1906-1910). Contributed to exhibitions (from 1905). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (from 1907), Donkey's Tail (1912), Target (1913), Der Blaue Reiter (1912), Salon des Independants (1914), Tramcar V. First Futurist Exhibition (1915) and 0,10. Last Futurist Exhibition (1915-1916). Designed the sets and costumes for the Futurist opera "Victory Over the Sun" (1913). Member of the Union of Youth (1910) and Jack of Diamonds (1910, 1916). Founded the AFFIRMES OF THE NEW ARTgroup (1920). Worked for Department of An People's Commissariat of Education (1918-1919). Director of the Museum/Institute of Artistic Culture in Petrograd/Leningrad (1923-1926).