Малевич К. С.

Портрет Ивана Васильевича Клюна (Усовершенствованный портрет Клюна (Строитель)


1913

Холст, масло. 111,5 x 70,5

Пост.: 1926 через ГИНХУК (собр. МХК)


«Портрет Клюна» – один из наиболее устойчивых мотивов в творчестве Малевича. Фронтальное изображение мужского лица – «Крестьянина», «Строителя», «Православного» (по определениям, принадлежащим самому художнику) – традиционно связывается с обликом одного из его ближайших друзей и последователей, художника Ивана Васильевича Клюнкова (Клюна). Так называемый «Усовершенствованный портрет Клюна», впервые экспонировавшийся на выставке «Союза молодежи» 1913–1914, является одним из характернейших примеров кубофутуризма – не только в творчестве Малевича, но и в русской живописи этого периода. Совершенно в духе времени, отдавая дань богоборческим настроениям тех лет, нередким среди художественной молодежи, Малевич «препарирует» в этом портрете его иконный прототип – образ Спаса Нерукотворного, придавая особенную выразительность огромному рассеченному глазу, становящемуся своеобразным парафразом Всевидящего Ока. Интересно, что и сам Клюн полностью идентифицировал себя с образом, созданным Малевичем, о чем свидетельствует автопортрет, написанный в 1914–1915 и ныне хранящийся в Астраханской картинной галерее. (Е. Б.).

Клюнков Иван Васильевич (1878–1942) – художник, друг и последователь К. С. Малевича.

Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 157.

Малевич не создает портрет конкретного человека. Изображение строится из разнообразных геометрических форм. Словно развернутые в разных пространственных зонах, они составляют сложную композицию, в которой узнаются отдельные фрагменты предметов. Более того, есть фрагменты, красноречиво «рассказывающие» о модели. Так, часть бревенчатого сруба деревенской избы указывает на крестьянское происхождение Клюна, а нагромождение бело-голубых граненых объемов и дымящая труба вполне может ассоциироваться с сахароваренным заводом, где с 19 лет работал будущий авангардист. Но в сочетании с пилой – инструментом, с помощью которого автор распиливает, разрушает форму для того, чтобы трансформировать ее в новой художественной реальности, все изображенные фрагменты материального мира приобретают значение предметов, символизирующих деятельность Творца-Строителя – созидателя новой жизни, нового общества, нового искусства. В этом контексте слово «усовершенствованный», введенное Малевичем в название произведения, означает некую более совершенную форму, нечто новое, лучшее по отношению к тому, что было раньше.

Клюн (К.) И. В. Граммофон. 1914

Малевич Казимир Северинович
1879, Киев, Украина – 1935, Ленинград

Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог.

Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927).

В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма

Malevich K.S.

Perfected Portrait of Ivan Kliun


1913

Oil on canvas. 111,5 x 70,5


Perfected Portrait of Ivan Kliun embodies one of the constant motifs in the oeuvre of Kazimir Malevich and is traditionally associated with one of his closest friends and followers, the artist Ivan Kliun. Perfected Portrait of Ivan Kliun was first shown at the Union of Youth exhibition (1913–14) and is one of the most typical examples of Cubo-Futurism, both in Malevich’s oeuvre and the Russian painting of the period in general. Wholly in the spirit of its time, Perfected Portrait of Ivan Kliun pays tribute to the theomachist moods of these years, which were particularly widespread among the artistic youth of Russia. Malevich makes a “preparation” of the iconic prototype — the image of the Saviour Not Made by Human Hands — and imparts special expression to the enormous cleaved eye, which becomes an original paraphrase of the All-Seeing Eye. Testimony that Kliun also identified himself with this image is his Self-Portrait (1914–15, Boris Kustodiev Pict. Gal., Astrakhan).

It is an image comprised of various geometric shapes placed on different spatial planes, resulting in a rather difficult composition in which we can make out separate fragments of a wide variety of different objects. There are also certain fragments that “describe” the subject of the portrait with a certain degree of eloquence. For example, the tree trunk refers to Kliun’s humble origins as a peasant, while the many bluish-white fragments and the smoking chimney refer to the sugar refinery in which Kliun worked from the age of 19 onwards. However, when combined with the saw, symbolizing the instrument with which the painter cuts and destroys form in order to transform it into a new pictorial reality, all of the fragments of the material world become symbols of creation and construction: the creation of a new life, a new society, and a new kind of art. In this respect, the inclusion of the word “perfected” in the painting’s title can be seen as referring to something new, something better, in relation to what has gone before.

Malevich Kazimir Severinovich
1878, Kiev - 1935, Leningrad

Painter, graphic artist, writer on art, portraitist, landscapist, abstractionist. Studied at the Kiev School of Art (1895-1896) and Fyodor Roehrberg's studio in Moscow (1906-1910). Contributed to exhibitions (from 1905). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (from 1907), Donkey's Tail (1912), Target (1913), Der Blaue Reiter (1912), Salon des Independants (1914), Tramcar V. First Futurist Exhibition (1915) and 0,10. Last Futurist Exhibition (1915-1916). Designed the sets and costumes for the Futurist opera "Victory Over the Sun" (1913). Member of the Union of Youth (1910) and Jack of Diamonds (1910, 1916). Founded the AFFIRMES OF THE NEW ARTgroup (1920). Worked for Department of An People's Commissariat of Education (1918-1919). Director of the Museum/Institute of Artistic Culture in Petrograd/Leningrad (1923-1926). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library