Филонов П. Н.

Формула весны


1928–1929

Холст, масло. 250 x 285

Пост. в дар от сестры художника Е. Н. Глебовой в 1977


Павел Филонов — выдающийся мастер русского авангарда, ставший одним из основоположников беспредметного искусства. Для картины "Формула весны" свойственно стремление к обобщенной пластической формуле, смысловой емкости и многоплановости символа. Организм произведения должен расти, как растет все живое в природе. Само понятие весны связано, прежде всего, с идеей роста, движения, пробуждения природы.

О цели работы художник пишет: "Самое важное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу". Старинное, запутанное понятие  слова "творчество" я заменяю словом "сделаность". На практике оно означает, что художник должен отдать произведению максимум усилий и напряжения. Свои огромные хосты П.Филонов пишет тонкой кисточкой, начиная от одного края и постепенно доводя до противоположного края картины. Каждое прикосновение к холсту, каждая точка для него — это единица действия. И всегда эта единица действует одновременно и формой, и цветом. 

Произведения, получившие название «Формула», впрямую связаны с утопической программой Филонова «Ввода в Мировый расцвет» человечества, осуществлению чего и должна помочь новая живопись. 

Картину «Формула весны и действующие силы» художник строит, как природа творит из атомов и молекул более крупные образования. Главный принцип его аналитического искусства – организм картины должен расти, как растет все живое в природе. П.Филонов призывал своих учеников: "Упорно и точно рисуй каждый атом, упорно и точно вводи цвет в прорабатываемый атом, чтобы он въелся как тепло в тело или органически был связан с формой как в природе клетчатка цветка с цветком. 

На огромном холсте великолепно передано состояние обновления мира. Чистым цветом, прорывами глубокой синевы, непрерывным движением микроструктур, прихотливым ритмом больших форм художник создает острое ощущение действующих сил весны. На поверхности холста как бы вибрирует, движется масса цветовых точек (по Филонову – единиц действия), которые воплощаются в органическую дышащую материю. Она полна внутреннего напряжения, подчинена власти строго развивающегося ритма и заключает в себе некое волшебное воздействие. Можно буквально проследить как двигалась рука мастера в союзе с мыслью и воображением от левого края холста, не заполняя, а наполняя его как некий живой организм, удовлетворяя его потребность в росте и развитии.

О, весна! без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Блоковское ликование созвучно живописной метафоре Филонова. Картина «Формула весны» подобна колористической симфонии, выражающей великую идею РЕВОЛЮЦИИ.



Филонов Павел Николаевич
1883, Москва – 1941, Ленинград

Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог. 

Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.

Filonov P.N.

Formula of Spring and Acting Forces


1928–1929

Oil on canvas. 250 x 285


Pavel Filonov was a renowned master of Russian avant-garde, one of the founders of nonobjective art. His Spring Formula shows a striving for generalized plasticity, depth of meaning, and versatility of symbols. A work of art should grow as any other living body in the nature. The very idea of spring is connected with growth, movement, awakening of nature. The composition of the painting is built from colourful atoms, as a living body that the artist sees from inside. P. Filonov developed an analytical art theory and gave his pupils the following advice: “Paint every atom with precision, meticulously inject colour into each atom you work on, let it sink in, as heat sinks into a body, let it be organically connected with the form, as the cells of a plant with a flower”. Speaking about the purpose of his work, the artist said: “The most important thing in every painting or drawing is a man’s mighty work on a thing that reveals his personality and immortal soul. I replace the complicated notion of “creativity” with the word “completeness”. It means that an artist should give all his will and effort to his work”. P. Filonov painted his colossal works with a thin brush starting from one side and gradually moving to the other one. Every stroke, every dot was for him a movement expressed in both form and colour.



Filonov Pavel Nikolaevich
1882/83, Moscow - 1941, Leningrad

Painter, graphic artist, theatrical designer, poet. Studied at painting studios in St Petersburg (1897-1901), Lev Dmitriyev-Kavkazsky''s studio (1913-08), School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1893-1901) and under Vasily Savinsky and Jan Ciaglinskj at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1908-10). Contributed to exhibitions (from 1910). Founding member of the Union of Youth (1910). Founded the Made Pictures studio of painters and draughtsmen and published its manifesto (1914; second version published in 1923). Helped to design the sets and costumes for a production of Vladimir Mayakovsky: A Tragedy (1913). Wrote the poem Chant of Universal Flowering (1914-15). Headed the Department of General Ideology at the Museum of Artistic Culture (1923). Helped to write the statute of the Institute of Artistic Culture. Formed the Masters of Analytical Art (1923). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library