Малевич К. С.

Красный квадрат (Живописный реализм крестьянки в двух измерениях)


1915

Холст, масло. 53 x 53

Пост.: 1926 через ГИНХУК (собр. МХК)


В 1915 году в Петрограде на «Последней футуристической выставке картин», названной «0,10», (ибо 10 ее участников решили свести все предметные формы к «0» и шагнуть за «0» в беспредметность), Казимир Малевич показывает 39 абстрактных супрематических композиций, среди которых наряду с «Черным квадратом» был представлен «Красный квадрат».

Уточняющее название "Красного квадрата" — "Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях" — в определенном смысле расшифровывает концепцию Малевича. Воображение художника наделяет "Живописный реализм крестьянки" определенной семантикой. Используя только цвет и лаконичную форму, очерчивающую общий абрис предполагаемой фигуры, создатель супрематизма новаторски воплотил традиционный образ крестьянки в красном сарафане. Окружающая нас реальность, которую мы воспринимаем в трех измерениях, преображается на холсте Малевича в образ-знак, трактуемый в двух измерениях и уже в силу этих причин далекий от конкретных ассоциаций. Насыщенный красный квадрат, благодаря едва заметной асимметрии динамично соединившийся с белыми полями фона, являет собой максимальное выражение сверхличностной сущности искусства, что в супрематизме Малевича в немалой степени сформулировано благодаря серьезному изучению иконописи с ее особой символикой, которую способен постичь только посвященный.

Красный цвет в образе крестьянки, использованный Малевичем в 1915 году, как и черный в «Черном квадрате», вполне может быть связан с эмоциональными переживаниями художником событий Первой мировой войны.

Малевич Казимир Северинович
1879, Киев, Украина – 1935, Ленинград

Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог.

Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927).

В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма

Malevich K.S.

Red Square. Painterly Realism of a Peasant Woman in Two Dimensions


1915

Oil on canvas. 53 x 53


Red Square was painted in the mid-1910s, when Kazimir Malevich correlated his art to the “final chapter in the development of easel painting.” Like Black Square, this work is an epigraph to the master’s entire oeuvre and his universal artistic system. “Draw in your studios,” Malevich wrote in 1920, “the red square as a sign of the world revolution of the arts.” The alternative title of Painterly Realism of a Peasant Woman in Two Dimensions helps to throw light on Malevich’s concept. The artist’s imagination endows the “painterly realism of a peasant woman” with a certain semantics, partially divinable and partially representing a “quotation” from his own theoretical statements, reflecting his knowledge of such topical works of philosophy as Peter Ouspensky’s Tertium Organum: The Key to the Mysteries of the World (1911).

Kazimir Malevich’s canvases transform the surrounding reality, which we perceive in three dimensions, into an image or sign interpreted in two dimensions and, as such, far removed from concrete associations. The artist’s ABC of Suprematism regarded red and black as the “heights of the pure tensions of colour and form, while white is the highest tension of colour in general.”Malevich sometimes even referred to white as the “noncolour light.”The virtually indiscernible asymmetry, dynamically uniting the white grounds of the background, helps the rich red square to express the super-personal essence of art. An important influence on Malevich’s Suprematism was the artist’s familiarity with Russian icon-painting, with its special symbolics known only to the initiated.

Malevich Kazimir Severinovich
1878, Kiev - 1935, Leningrad

Painter, graphic artist, writer on art, portraitist, landscapist, abstractionist. Studied at the Kiev School of Art (1895-1896) and Fyodor Roehrberg's studio in Moscow (1906-1910). Contributed to exhibitions (from 1905). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (from 1907), Donkey's Tail (1912), Target (1913), Der Blaue Reiter (1912), Salon des Independants (1914), Tramcar V. First Futurist Exhibition (1915) and 0,10. Last Futurist Exhibition (1915-1916). Designed the sets and costumes for the Futurist opera "Victory Over the Sun" (1913). Member of the Union of Youth (1910) and Jack of Diamonds (1910, 1916). Founded the AFFIRMES OF THE NEW ARTgroup (1920). Worked for Department of An People's Commissariat of Education (1918-1919). Director of the Museum/Institute of Artistic Culture in Petrograd/Leningrad (1923-1926). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library