«Автопортрет» принадлежит к относительно ранним произведениям Лентулова, написанным во время напряженных поисков собственной индивидуальности, собственного живописного почерка. Современные исследователи творчества Лентулова подчеркивают в работах этого времени чисто фовистскую энергию цвета. Сам художник впоследствии считал «Автопортрет» своей первой серьезной, этапной работой «добубнововалетовского» периода. Он также признавался, что писал его под сильным воздействием знаменитого этюда Д. Веласкеса к «Портрету Папы Иннокентия», находившегося тогда в Эрмитаже. (Е. Б.). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 111.
Живописец, художник театра.
Родился в с. Воронье (Пензенская губерния). Учился в Пензенском художественном училище у Н. Д. Селиверстова (1898–1900, 1905), в Киевском художественном училище у Н. К. Пимоненко (1900–1905), в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге (1906–1910). В Париже самостоятельно работал в студии А. Ле Фоконье, познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метценже (1911). Тогда же посетил Италию. Участник многих выставок: «Венок» (1907), «Звено» (1908), «Венок-Стефанос» (1909), «Союз русских художников» (1910), «Мир искусства» (1911, 1912). Член-учредитель объединения «Бубновый валет» (1910–1916), член Ассоциации художников революционной России (1926–1927), организатор и председатель Общества московских художников (1928–1929). В ранних полотнах, переосмыслив кубизм и фовизм, разрабатывает самобытный тип футуристического панно. Особую известность получили его образы старинной церковной архитектуры («Василий Блаженный», 1913; «Звон (колокольня «Иван Великий»)», 1915). Декоративность полотен усилена кусочками бумаги, ткани и фольги, введенными в живопись. В 1910-е годы плодотворно работал также как сценограф (оформил, в частности, постановку «Прометей» А. Н. Скрябина на сцене Большого театра, 1918). Обращался к сценографии и позднее («Испанский священник» Д. Флетчера во 2-м МХАТе, 1934). С начала 1920-х переходит к произведениям менее масштабным и более натурным, создав серии пейзажей – сергиево-посадские, волжские и крымские. В 1917–1943 преподавал в художественных учебных заведениях Москвы. С 1919 сотрудничал в Институте художественной культуры.
Sometimes known as Self-Portrait in Red, this is one of Aristarkh Lentulov’s early works. Painted during his tense quests for his own personal style, Self-Portrait in Red embodies the colour expression that later became one of the distinguishing features of Lentulov’s art. The artist himself regarded Self- Portrait in Red as one of his first landmark paintings. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 284.
Painter, theatrical designer. Studied at the Nikolai Seliverstov School of Art in Penza (1888-1900, 1905), Kiev School of Art (1900-1905) and Dmitry Kardovsky's studio in St Petersburg (1906-1907). Worked independently at Henri le Fauconnier's studio (1911). Contributed to exhibitions (from 1907). Member of the Jack of Diamonds (from 1910), Association of Artists of Revolutionary Russia (1926-1927) and the Society of Moscow Artists (1928-1929). Contributed to the exhibitions of Wreath (1907), Link (1908), Wreath/Stephanos (1908), Union of Russian Artists (1908) and the World of Art (1911, 1912). Headed the theatrical design studios at the First Free Art Studios (1919) and the department of theatrical design at the Higher Art and Technical Studios (1920). Taught at the department for raising theatrical designers' qualifications at the Institute of Fine Arts in Moscow (1932).