Увлеченный самыми разнообразными проявлениями народного творческого гения, — от древних культур до детских рисунков и заборного китча, — Михаил Ларионов вместе с тем протестовал против «греко-римского» ханжества в искусстве и, создавая своих «Венер», вступал с ним в своеобразную полемику. Бросает вызов само слово «Венера», с которым связаны как раз «греко-римские» ассоциации.
Ларионовская «Венера» возлежит в классической позе, в сюжете участвует амур, и в этом смысле картина, конечно же, имеет пародийный оттенок. Но с полотном связаны и иные ассоциации, отсылающие к первобытным изображениям. В то же время «Венера» сродни озорному мальчишескому упражнению, исполненному, впрочем, взрослого любования объектом изображения. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 301.
Живописец, график, книжный иллюстратор, театральный художник.
Родился в Тирасполе (Бессарабская губерния). Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1898–1910, с перерывами) у А. Е. Архипова, В. А. Серова и К. А. Коровина. Инициатор открытия первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Создатель теории лучизма – одного из первых опытов беспредметного искусства. Один из ведущих художников антрепризы С. П. Дягилева, по приглашению которого в 1915 выехал вместе с Н. С. Гончаровой в Швейцарию, затем в Италию. С 1919 постоянно жил в Париже.
На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества. В 1907 открыл для себя народное примитивное искусство – русский лубок, ремесленную вывеску. Коллекционировал индийские, персидские и кавказские народные картинки. Эти увлечения отразились на его живописи. Появляются серии «Франты», «Парикмахеры», «Солдатская серия». В 1913 подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков. Инициатор открытия первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914).
Создатель теории лучизма – одного из первых опытов беспредметного искусства. Опубликовал брошюру «Лучизм» (1913), подписал коллективную декларацию русских художников – манифест «Лучисты и будущники» (1913). Активно работал в области футуристической книги. Создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов А. Е. Крученых, В. В. Хлебникова, К. А. Большакова. Один из ведущих художников антрепризы С. П. Дягилева, по приглашению которого в 1915 выехал вместе с Н. С. Гончаровой в Швейцарию, затем в Италию. С 1919 постоянно жил в Париже. Оформил балеты «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова (1916), «Шут» С. С. Прокофьева (1921) и др.
Mikhail Larionov painted Venus in 1912, when he was working in parallel on lithographic books, applying deliberately archaic, «homemade» stylistic devices and addressing the expressive possibilities of handwriting. Like his paintings of this period — the unfinished Venus series and the Seasons cycle — the artist creates something akin to an «instantaneous stroke of the pen». Larionov was interested in such diverse manifestations of folk creativity as the art of ancient cultures, children’s drawings and graffiti.
Rebelling against «Greco-Roman sanctimoniousness», he painted his very own series of Venuses. While this particular Venus lies in a classical pose, the element of amour introduces a note of parody. Other associations, however, link the work to primeval images. The painting represents a simplified and generalized drawing; it is virtually a symbol. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 301.
Painter, graphic artist, leader of the Russian avant-garde movement. Studied under Isaac Levitan, Valentin Serov and Konstantin Korovin at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1898-1910). Contributed to exhibitions (from 1898). Contributed to the exhibitions of the Union of Russian Artists (1906-1910), World of Art (1906, 1911-1913, 1915), Stephanos (1907-1908), Wreath (1908), Link (1908), Exhibition of Modern Trends in Art (1908), Golden Fleece Salons (1909-1910), Wreath/ Stephanos (1909), Vladimir Izdebsky Salon (1909-1910), Jack of Diamonds (1910), Union of Youth (1910-1912), Donkey's Tail (1912), Der Blaue Reiter (1912), Der Erste Deutsche Herbstsalon (1913), Target (1913), No. 4. Futurists, Rayonists, Primitive (1914), 1915 (1915), International Exhibitions in Venice (1907, 1920) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906, 1921) and Berlin (1906). Designed for Sergei Diaghilev's Ballets Russes (1914-1929).