Как и все, что делал мастер, «Летящий демон» — глубоко искренняя и исповедальная картина. Она поражает мощью трагедийного замысла и трагической неразрешимостью противоречий: молодой, сильный герой-«ницшеанец» не в силах творить зло и не в силах разомкнуть созданное им самим кольцо одиночества, выйти из «внутренней темницы». Гордый, тоскующий, презирающий себя и все, реет он в безжизненной выси. Автобиографичность здесь «накладывается» на носившиеся в воздухе настроения «конца века», делая картину актуальной, выражающей мироощущение многих русских людей тех лет. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 242.
… «Летящему Демону» не свойственны ни ноты отчаяния, ни ницшеанское презрение к миру, а при огромной духовной мощи — элегическая печаль. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 12.
На исходе ХIХ века мастер вновь обратился к теме Демона, волновавшей его в момент расцвета сил и интенсивного творчества. … Над картиной «Летящий Демон» Врубель трудился уже в декабре 1898 года, но работа не заладилась. Полотно осталось незавершенным. «Летящий Демон» — глубоко искренняя и исповедальная работа. Она поражает мощью замысла и трагической неразрешимостью противоречий: молодой, могучий герой не в силах разомкнуть созданное им самим кольцо одиночества, выйти из «внутренней темницы». Гордый, тоскующий, реет он в безжизненной выси. Экспрессия образа усилена деформацией форм, сочетанием условности и «предметности» в трактовке, готически-ломким рисунком драпировок, выразительностью благородного колорита. Автобиографичность здесь смыкается с «носившимися в воздухе» настроениями «конца века», делая картину актуальной, отражающей мироощущение многих русских людей тех лет. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 13.
Начата осенью 1898. На V выставке Нового общества художников в Петербурге экспонировалась под названием «Демон». Владимир Круглов // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 281.
Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1905).
Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П. П. Чистякова (курс не окончил). По совету И. Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).
В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").
Сведения о реставрации
Минин А. В. (1992)
Состояние сохранности до реставрации:
Картина, написанная художником в 1899 году, не была закончена. Этим объясняется наличие большого количества непрописанных участков и отсутствие покрывного слоя лака. Авторский красочный слой за прошедшее время пересох из-за того, что грунт на картине вытянул из него масляное связующее. В результате живопись структурно ослабла, потеряла плотность и монолитность. Ко времени поступления в реставрацию тыльная и лицевая стороны произведения имели слои въевшихся в фактуру сильных загрязнений. Натяжение основы ослабло, отпечатались планки подрамника, возникли деформации в углах и по краям. Живопись была поражена жестким разнохарактерным приподнятым кракелюром, создающим угрозу осыпей. Многочисленные осыпи, от мелких до участков выпорашиваний, локализовались по всей поверхности красочного слоя.
Комплекс проведенных мероприятий:
Предварительно проведенный комплекс лабораторных исследований позволил оптимально определиться с подбором реставрационных методик по укреплению и укладке кракелюра на произведении, где художник использовал клее-меловой грунт с применением мягкой и тягучей смолы «Элеми». Также определенных изменений и иного подхода потребовало удаление загрязнений с поверхности красочного слоя. В результате все основные задачи были выполнены, красочный слой и грунт укреплены, очищены от въевшихся загрязнений, основа дублирована на новый холст, и картина натянута на подрамник. Для защиты живописи от внешних воздействий, ультрафиолетовых лучей и снижения влияния температурно-влажностных изменений на поверхность нанесен слой матового даммарного лака.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 134-135.
Like all other works by Mikhail Vrubel, Flying Demon is a profoundly sincere and confessional painting. The young Nietzschean hero cannot do evil, yet is unable to escape the chains of loneliness, the «inner dungeon» of his own making. Proud, melancholy and disdainful, he soars in the lifeless heights. Flying Demon was an extremely topical work. Combining the fin-de-siècle atmosphere with a strong element of autobiography, it expressed the moods of many Russians of that time. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 240.
Painter, draughtsman, theatrical designer, applied artist, portraitist, writer of philosophical Symbolist compositions. Studied law at St Petersburg University (1874-79) and art under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-84). Academician of painting (1905). Member of the Abramtsevo circle (from 1889). Contributed to exhibitions (from 1891). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (1895, 1899, 1904), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1900-03, 1906; member from 1900, 1911), 36 Artists (1901, 1902), Union of Russian Artists (1903-10; founding member), Exposition Universelle in Paris (1900; gold medal) and the International Exhibitions in Vienna (1901) and Venice (1907). Designed for Sawa Mamontov''s Russian Private Opera (1890-1901).