Лошадь была "героем" раннего творчества Д. Бурлюка, постоянно сопровождала его живопись в эволюции от неопримитивизма к футуризму. Лошадь не связана с традиционными образами русских песен и баллад, с поэзией троек. Как и его единомышленников по "Гилее", художника влекло к коням свойственное им природное, диковатое, вольное и стихийное начало. Оно ассоциировалось с идеей о некогда существовавшей в Причерноморье великой архаической степной цивилизации скифов. "Лошадь-молния" — одна из тех картин, которыми смелый экспериментатор и борец со стереотипами в мышлении эпатировал русскую публику. Доведенное до своеобразной формулы изображение лошади выключено им из реального течения жизни (о нем напоминает условно написанное голубое дерево) и помещено в среду цветовых плоскостей. Взятые в прихотливых сочетаниях, порой пересекающиеся, они вызывают иллюзию глубины и световоздушной вибрации.
Живописец, график, иллюстратор книг, поэт, автор манифестов и критических статей. Сын управляющего имениями, автора книг по агрономии и дворянки, художницы-любительницы. Учился в Казанской художественной школе (1898-1899) у К. Г. Л. Мюфке и Г. А. Медведева, Одесском художественном училище (1899–1900,1910–1911) у К. К. Костанди, Г. А. Ладыженского и А. А. Попова, в Мюнхене – в Королевской академии художеств у В. Фон Дица и в Школе А. Ашбе (1902–1904), в Париже – в студии Ф. Кормона (1904), в МУЖВ3 (1911–1914) у Л. О. Пастернака и А. Е. Архипова (исключен за пропаганду футуризма). На рубеже 1900-1910-х – один из лидеров литературно-художественного авангарда, организатор и участник его первых выставок: "Стефанос", "3вено" (Киев), "Венок-Стефанос", "Выставка современных течений в искусстве", "Треугольник – Венок-Стефанос".
Работы экспонировались на выставках "Салона" С. К. Маковского (1909), I и II "Салонов" В. А. Издебского, "Союза молодежи", "Бубнового валета", "Мира искусства" и др. В 1910 – основатель первого объединения футуристов "Гилея" ("будетляне"). В сентябре 1922 поселился в Нью-Йорке; писал картины, выступал с лекциями в рабочих клубах, входил в литературную группу "Серп и молот" и в Клуб Джона Рида. Участвовал в групповых выставках, в том числе русского искусства: Нью-Йорк (1923), Уилмингтон (1932). Почти ежегодно устраивал персональные выставки в Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго, Сан-Франциско и др. городах США. Вместе с женой основал "Издательство М. Н. Бурлюк", выпускавшее книги прозы, стихов, публицистики, мемуаров. В 1930–1967 издавал журнал "Color апd Rhyme", в котором публиковал автобиографические материалы и дневники. В 1950-е построил дом в Хэмптон-Бейс (Род-Айленд), открыл в нем собственную галерею. В 1956 и 1965 посетил СССР. В 1962 совершил кругосветный туристический круиз, провел персональные выставки в Брисбене (Австралия) и Мюнхене. Две выставки в Санкт-Петербурге (1995 и 2000) прошли в Русском музее. Представлен во многих музеях и частных коллекциях России, США и других стран.
Horses were the heroes of David Burliuk’s early avant-garde period, accompanying his painting as it evolved from Neo-Primitivism to Futurism. This animal was not, however, linked to the traditional images encountered in Russian songs and ballads or the poetry of the troika. Like many of the members of the Hylæa group, Burliuk was enchanted by the free, natural and elemental nature of the animal, evoking associations with the ancient Scythian civilisation that had once inhabited the steppe country to the north of the Black Sea. Horse-Lightning was one of the works in which this experimental artist outraged the conservative public. The flat and formula-like image of the horse is excluded from the real passage of life (symbolised by a blue tree) and placed in a setting of coloured planes The whimsical, intersecting combinations of the planes evoke the illusion of depth and light-aerial vibration.
Painter, graphic artist, book illustrator, poet, author of manifestoes, critic. Studied at the Kazan School of Art (1898–1899), Odessa School of Art (1899–1901, 1910–1911), at the Königliche Akademie der Künste in Munich (1902–1903), Fernand Cormon’s studio in Paris (1904) and at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1911–1914, expelled together with Vladimir Mayakovsky). Contributed to the exhibitions of the Union of Russian Artists (1906–1907), Fellowship of South Russian Artists (1906–1907), Exhibition of Modern Trends in Art (1908), Golden Fleece Salon (1909), Union of Youth (1910–1912), Der Blaue Reiter in Munich (1912), Der Erste Deutsche Herbstsalon (1913), Salon des Independants (1914), Knave of Diamonds (1912–1916, one of the organisers of the first exhibition in 1910), World of Art (1915, exhibitor). Lived in Japan (1920–1922) and the United States (from 1922).