Произведение представляет пример многочисленных воплощений аналитического метода П. Филонова. Своим принципом художник избрал следование природе. Он утверждал метод, по которому живописец и рисовальщик должен "проращивать" свои изображения, подобно тому, как из зерна вырастает цветок. Художник считал также, что в любом объекте есть видимое и невидимое. Изображение невидимого и есть, по теории П. Филонова, одна из задач художника. Именно ее он воплощает в композиции "Козел", где объем живописного растворен в пульсирующей материи.
«Козел» — картина, в которой нашли отражение все представления мастера о каноне и законе, «глазе видящем» и «глазе знающем», о сделанности и аналитическом методе. «Глаз знающий» выявляет скрытые, невидимые биологические процессы, органическое саморазвитие формы рождает новую пластическую структуру, из которой то ли проступает, то ли в ней исчезает, подобно чеширскому коту, контур козла, точнее по-филоновски — «формула козла».
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.
Goat reflects the master’s notions of canon and law, the “seeing eye” and the “knowing eye”, madeness and the analytical method. The “knowing eye” reveals the hidden, invisible processes of nature. The organic self-development of the form creates a new plastic structure, from which the “formula” of a goat appears and disappears.
Painter, graphic artist, theatrical designer, poet. Studied at painting studios in St Petersburg (1897-1901), Lev Dmitriyev-Kavkazsky''s studio (1913-08), School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1893-1901) and under Vasily Savinsky and Jan Ciaglinskj at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1908-10). Contributed to exhibitions (from 1910). Founding member of the Union of Youth (1910). Founded the Made Pictures studio of painters and draughtsmen and published its manifesto (1914; second version published in 1923). Helped to design the sets and costumes for a production of Vladimir Mayakovsky: A Tragedy (1913). Wrote the poem Chant of Universal Flowering (1914-15). Headed the Department of General Ideology at the Museum of Artistic Culture (1923). Helped to write the statute of the Institute of Artistic Culture. Formed the Masters of Analytical Art (1923).