Композиция "Мужчина и женщина" — одна из многих интерпретаций библейских и евангельских сюжетов в творчестве П. Филонова. Желание соединить житейское и вечное заставляет его обратиться к форме живописной притчи, где грани скрытого значения образа оказываются за пределами видимого и требуют активного взаимодействия с нашим сознанием. "Мужчина и женщина" — этот мотив многократно повторяется художником, правда, чаще в графике. Детали изображения (в первую очередь, это относится к фону картины) остаются константными, что дает право заподозрить художника в использовании композиционного канона житийной иконы. Мужчина и женщина в картине изображены с преувеличенным гротеском, апокалиптический характер образов очевиден. Полотно агрессивно по колориту и манере исполнения, а останавливающие взгляд зрителя затеки краски, по мнению специалистов, невольно ассоциируются с потоками крови, смешанной с грязью. Современные Адам и Евы у П. Филонова – воплощение растленного духа цивилизации ХХ века. Единству и гармонии в его образах противостоит деструктивность. Не известно, когда в душе художника родилось резкое недоверие к жизни, но ему предначертано было видеть двойственную природу всех явлений, когда красоте сопутствует безобразие, добру — зло, а жизни — смерть.
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.
Композиция "Мужчина и женщина" — одна из многих интерпретаций библейских и евангельских сюжетов в творчестве П. Филонова. Желание соединить житейское и вечное заставляет его обратиться к форме живописной притчи, где грани скрытого значения образа оказываются за пределами видимого и требуют активного взаимодействия с нашим сознанием. "Мужчина и женщина" — этот мотив многократно повторяется художником, правда, чаще в графике. Детали изображения (в первую очередь, это относится к фону картины) остаются константными, что дает право заподозрить художника в использовании композиционного канона житийной иконы. Мужчина и женщина в картине изображены с преувеличенным гротеском, апокалиптический характер образов очевиден. Полотно агрессивно по колориту и манере исполнения, а останавливающие взгляд зрителя затеки краски, по мнению специалистов, невольно ассоциируются с потоками крови, смешанной с грязью. Современные Адам и Евы у П. Филонова – воплощение растленного духа цивилизации ХХ века. Единству и гармонии в его образах противостоит деструктивность. Не известно, когда в душе художника родилось резкое недоверие к жизни, но ему предначертано было видеть двойственную природу всех явлений, когда красоте сопутствует безобразие, добру — зло, а жизни — смерть.
Painter, graphic artist, theatrical designer, poet. Studied at painting studios in St Petersburg (1897-1901), Lev Dmitriyev-Kavkazsky''s studio (1913-08), School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1893-1901) and under Vasily Savinsky and Jan Ciaglinskj at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1908-10). Contributed to exhibitions (from 1910). Founding member of the Union of Youth (1910). Founded the Made Pictures studio of painters and draughtsmen and published its manifesto (1914; second version published in 1923). Helped to design the sets and costumes for a production of Vladimir Mayakovsky: A Tragedy (1913). Wrote the poem Chant of Universal Flowering (1914-15). Headed the Department of General Ideology at the Museum of Artistic Culture (1923). Helped to write the statute of the Institute of Artistic Culture. Formed the Masters of Analytical Art (1923).