Начало войны художник переживал чрезвычайно остро и одним из первых активно включился в художественную работу над военной темой. Импульсом к созданию «Обороны Севастополя» послужили фотографии разрушенного города, которые Дейнека увидел в начале 1942 года. В основу композиции положена яростная схватка, противопоставление человеческих устремлений, в отдельном эпизоде сфокусирована основная идея борьбы за Отечество. Несмотря на жертвы с обеих сторон, гигантская фигура советского воина, сокрушающего врага, убеждает в неизбежной победе над ним. Талант монументалиста, позволивший художнику практически целиком построить это масштабное полотно на плакатных приемах, и лаконичный колорит, в котором сочетаются и доминируют белое, черное и красное, придают этому произведению запоминающуюся выразительность. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 164-165.
Картина была написана в 1942 году, самом тяжелом для России. Художник рассказывал: «Я был на войне, видел бои, много тяжелых, героических эпизодов — а почему-то решил написать «Оборону Севастополя», хотя не видел, как обороняли этот город, а только слышал рассказы об этой обороне. Почему я сделал эту вещь? Я люблю Севастополь, до войны там часто бывал, плавал на катерах, на крейсерах… Любил севастопольских моряков. И вот, когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать. Когда я работал, я по-настоящему все это переживал, волновался, вложил в эту работу свое сердце». Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 353.
К началу Великой Отечественной войны Дейнека — признанный мастер советского искусства. Главной характеристикой его творчества была современность; созвучность его образов типическому и новому в социалистической действительности. Начало войны художник переживал чрезвычайно остро, одним из первых активно включился в художественную работу над военной темой. Уже в конце 1941 года появляются его первые картины по фронтовым впечатлениям.
Импульсом к созданию картины «Оборона Севастополя» послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые Дейнека увидел в начале 1942 года. Снимки потрясли его. При осмотре своих материалов, альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны, у художника родился замысел картины. Дейнека остро почувствовал любовь к городу, к его жителям и морякам, защищавшим любимый город, и непримиримую ненависть к врагам, разрушившим его. В основу композиции была положена яростная схватка, противопоставление человеческих устремлений, в отдельном эпизоде была сфокусирована основная идея борьбы за Отечество. Зимой 1942 года Дейнека привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе. Но этого было недостаточно: мастер делал в пластилине скульптурные наброски, раз за разом, проверяя правильность ракурсов, писал обнаженную натуру, чтобы избежать неточностей. Ему пришлось пригласить знакомую спортсменку для позирования, так как сильной мужской модели в Москве было не отыскать — все ушли на фронт. Своей «Обороной Севастополя» Дейнека вписал страницу в историю мировой батальной живописи. // Альфия Низамутдинова. Большая картина. СПб., 2006. С. 222-223.
Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист.
Учился в харьковском ХУ (1914–1918) у Р. М. Пестрикова, А. М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920–1925) на полиграфическом факультете у В. А. Фаворского и Н. И. Нивинского. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), "Октябрь“ (1928), РАПХ (1931). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925–1928), "Октябрь“ (1928–1930), РАПХ (1931–1932). Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920). Работал в курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. В 1930–1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928–1930; профессор — 1940). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962–1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968–1969). Герои произведений Александра Дейнеки — молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира — гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. Выявить в человеке эти качества мастеру помогают традиции классического искусства с присущим ему культом красоты тренированного тела, подчеркнутой динамичными ритмами композиции.
The picture was painted in 1942, during the height of the Second World War. The artist wrote: «I was in the war and saw the battles and many grave and heroic episodes. For some reason, I decided to paint Defence of Sebastopole, although I did not see the resistance of the city; I only heard the tales about the defence. Why did I paint this work? I love Sebastopole, a town I often visited before the war, on ships and cruisers … When I saw photographs of the ruined town, I realized that I had to paint this picture. When I was working on it, I experienced everything for real and put my whole heart into it.» Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 355.
Painter, graphic artist, sculptor, poster designer. Helped to decorate streets on Communist holidays. Studied at the Kharkiv School of Art (1914-1918) and the Free/Higher Art and Technical Studios (1920-1925). Contributed to exhibitions (from 1924). Member of the Union of Artists (from 1932). Taught at the Higher Art and Technical Institute (1928–1930), Moscow Institute of Polygraphy (1930–1934), Vasily Surikov Institute of Art (1936, 1946, 1957–1964), Moscow Institute of Applied and Decorative Art (1945–1952) and Moscow Institute of Architecture (1953–1957). Business trips to Italy, France and the USA (1935). Full member of the Academy of Arts of the USSR (1947). Vice President of Academy of Arts of the USSR (1962, 1966). People's Artist of the USSR (1963). Corresponding member of the Academy of Arts of the GDR (1964). Hero of Socialist Labour (1969). Awarded the Lenin Prize (1964).