В середине 1910-х годов в творчестве Петрова-Водкина резко возрос интерес к национальным корням и традициям. В основе картины — натурный мотив, претерпевший значительные трансформации, пройдя через личностные видение мастера. Облик молодой крестьянки, кормящей ребенка, перерастает в образ Мадонны с Младенцем, осиянный божественной благодатью. Монументальность и значимость образного строя произведения усиливаются мастерски найденным звучным цветовым колоритом с доминирующим — любимым в народе — красным цветом. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 281.
Образ матери, материнской любви в житейском его отображении в искусстве, соединяется в его представлении с христианским символом материнства — образом Богородицы, свидетельствуя о единстве всего происходящего вокруг нас. Взору Петрова-Водкина открывается вечность в единичном явлении. <...> Заметный с первого взгляда «иконописный» характер образов, созданных Петровым-Водкиным, в особенности в предреволюционный период творчества, далек от поверхностной стилизации. По словам Михаила Владимировича Алпатова, «…он понимал самую суть, он шел не от приема <…> а от какого-то взгляда на мир, на человека». Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 10.
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).
Kuzma Petrov-Vodkin was particularly interested in national roots, ideals and traditions in the mid-1910s, at the start of the First World War. Mother is based on a life motif, transformed by the master’s own personal vision. The outer appearance of the young peasant woman breast-feeding her baby grows into an image of the Madonna and Child, full of divine grace. The monumental figurative structure of the painting is intensified by the sonorous tones and dominant reds, the favourite colour of the Russian people. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 280.
Painter, graphic artist, writer on art, history painter, portraitist. Studied at the Baron Stieglitz Central School of Technical Drawing (1895-97), under Abram Arkhipov and Valentin Serov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1904), at Anton Aube''s school in Munich (1901) and private academies in Paris. Contributed to exhibitions (from 1898). Contributed to the Salon d''Automne (1906-07, 1908), Sergei Makovsky Salon (1909), Union of Russian Artists (1909, 1910), Golden Fleece (1909), Union of Youth (1910), World of Art (191124), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), First Free Exhibition of Works of Art (1919), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1928), Four Arts (1925-29), World Exhibition in Brussels (1910) and the International Exhibitions in Rome (1911), Malmo (1914) and Venice (1924, 1928). Taught at the Elizaveta Zvantseva School of Painting and Drawing in St Petersburg (1910-15) and the Free Art Studios/Academy of Arts (1918-38). Honoured Artist of Russia (1930).