В творчестве художника нашли отражение сложные поиски русского искусства в бурные 1900-е годы. А. Ф. Гауш тесно примыкал к творческому объединению "Мир искусства". Как и мирискусники К. А. Сомов, Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, он в своих произведениях создал мир красоты и гармонии, в котором своеобразно соединились мечта и действительность, пронизанные тонким чувством эпохи и историческими ассоциациями. Художник расширил тематический круг мирискуснического пейзажа любимыми мотивами – ландшафтами прекрасных садов и парков, преображенными кистью художника. В его творчество, по словам писателя, историка, художественного критика П. Муратова "возвращается чувство красоты, утраченное русским пейзажем со времени А. Венецианова и С. Щедрина". В произведениях А. Ф. Гауша поиски поэтической мечты, гармонии в мире природы звучат просветленно-возвышенно, как утверждение надежд на возможность обретения гармонии между миром и человеком. Таков лейтмотив искусства художника.
На живописный язык мастера оказали влияние поездки в Англию (1911–1912). В английском типе сельского пейзажа художник нашел реальное воплощение своей мечты о гармонии мира. Создавая свой мир, он обогатил творческий багаж приемами импрессионистического письма, от поиска света он перешел к поискам цвета, к усилению декоративного начала, к обобщению. Холодновато-зеленый цвет ("свето-цвет зелени Гауша" по А. А. Федорову-Давыдову) и обобщенный светлый тон стал со временем опорой его особой палитры и основой колористического строя многих его произведений. В утонченных, изысканных картинах–панно художника, рассчитанных на украшение гостиных, кабинетов, по-своему преломляются традиции классического наследия французских мастеров ХVII века и живописные завоевания искусства начала ХХ века, которые уводили в прекрасный мир фантазий художника.
Гауш не был анималистом, но появление этого холста вполне логично в изысканной живописи художника, где преобладали вневременные виды английских парков. Мотив павлина, сыгравший «стилеобразующую» роль в искусстве модерна, был популярен в среде петербургских художников и позже, в 1910-х годах. В картине Гауша наметилась «завязка» во взаимоотношениях двух разных по характеру птиц, одной—напыщенно важной, другой — скромной, признающей чужое первенство. Здесь стилизованные формы модерна прихотливо сочетаются с приемами импрессионизма, усиливая рафинированность целого. Всем своим строем, подчеркнутой эстетизацией реальности полотно художника близко образам современной ему поэзии акмеизма.
Живописец, график, педагог.
Учился: 1889 – РШ ИОПХ; 1892–1893 брал уроки у П. П. Чистякова (С.-Петербург); 1893–1899 – ВХУ при ИАХ у А. А. Киселева. Участник выставок с 1900. Член и экспонент: НОХ (учредитель) – 1904, 1905, 1907; ТЮРХ – 1904, 1905,1907, 1909–1913; СРХ – 1906–1907; "Венок"–1908; "Мир искусства" – 1911–1918 (с 1916 член), 1922; Общество им. Констанди – 1925–1929; ОХИ – 1928–1930; Всекохудожник – 1931–1934. Член СХ (с 1940). Преподавал: 1912–1924 – Школа народного искусства; 1924 – 1928 – художественные школы (Севастополь); 1928 – Одесский художественный институт. Хранитель организованного ОАХ Музея Старого Петербурга – 1907–1920. Один из организаторов театра "Гиньоль" – 1924.
The paintings of the artist reflected the complicated searches of Russian art in the rough 1900s years. Alexander Gaush was closely connected to the artistic society “The World of Art”. As the members of society Konstantin Somov, Léon Bakst, Alexander Benois, he created in his works the world of beauty and harmony that whimsically comprised dream and reality and was full of the sense of the epoch and historical associations. The artist had widened the thematic scope of The World of Art landscape by his favourite motifs – landscapes of the beautiful gardens and parks transformed by the artist. Travelling to England (1911-1912) influenced the artist’s manner. The English countryside landscape became for the painter the real embodiment of his dream about the harmony of the world. Creating his own world, he had enriched his touch by the impressionist technique, from the searches for the light he had come to the searches for the colour, to highlighting of the decorative touch, and simplicity. The cool green and general light tone became with time the foundation of his specific palette and colours of his many works. The traditions of classical heritage of the 17th century French artists and art achievements of the early 20th century taking away in the beautiful world of artist's dreams are specifically interpreted in exquisite and elegant panels of Alexander Gaush.
Although Alexander Gaush was not an animalist, this particular work slots neatly into the artist's series of timeless views of English parks. An important “styleformative" element in Art Nouveau, the motif of the peacock was popular among artists from St Petersburg in the 1910s. Gaush's painting depicts the different characters of two birds. One is resplendent and important; the other is more modest, recognising its rival's supremacy. The combination of the stylised forms of Art Nouveau and Impressionist devices contributes to a refined whole. Gaush's aestheticisation of reality had parallels in the Acmeist poetry of the early 1910s.
Живописец, график, педагог.
Учился: 1889 – РШ ИОПХ; 1892–1893 брал уроки у П. П. Чистякова (С.-Петербург); 1893–1899 – ВХУ при ИАХ у А. А. Киселева. Участник выставок с 1900. Член и экспонент: НОХ (учредитель) – 1904, 1905, 1907; ТЮРХ – 1904, 1905,1907, 1909–1913; СРХ – 1906–1907; "Венок"–1908; "Мир искусства" – 1911–1918 (с 1916 член), 1922; Общество им. Констанди – 1925–1929; ОХИ – 1928–1930; Всекохудожник – 1931–1934. Член СХ (с 1940). Преподавал: 1912–1924 – Школа народного искусства; 1924 – 1928 – художественные школы (Севастополь); 1928 – Одесский художественный институт. Хранитель организованного ОАХ Музея Старого Петербурга – 1907–1920. Один из организаторов театра "Гиньоль" – 1924.