Жилинский Д. Д.

Под старой яблоней


1969

Древесно-стружечная плита, Левкас, уголь поливинилацетатная. Картина: темпера, бумага, соус. Плита 202 х 140, картина 178 х 98

Пост. в 1985 из Союза художников СССР


Творческие устремления художника более всего проявились в жанре портрета и его разновидности портрете-картине. Одна из особенностей искусства Жилинского заключается в том, что он выявляет в конкретном не сиюминутное, а главное, устойчивое, определяющее личность человека. Жилинский тяготеет к образам ясным, собранным, интеллектуальным, опираясь в создании их на искусство старых мастеров, прежде всего раннего итальянского Возрождения и древнерусскую живопись. Открытая обращенность к этому наследию в создании современных образов воспринимается как программа. «В искусстве люблю точность выражения, завершенность формы, в моем, конечно, понимании…» Произведения Жилинского красивы декоративностью чистых цветовых тонов, мелодичностью линий, пластикой силуэтов, гармонией композиции. Не вполне обычна и техника его письма. Художник нередко пишет темперой по левкасу, что придает повышенную колористическую звучность работам. «Гимнасты ССС» – в сущности групповой портрет известных советских спортсменов, завоевавших командой и в индивидуальном зачете первые места на Олимпиадах, первенствах мира и Европы. Среди них – на дальнем плане Полина Григорьевна Астахова (род. 1956), трехкратная олимпийская и двукратная чемпионка мира, Борис Анфиянович Шахлин (род. 1932, «железный Шахлин», как его называли спортсмены и зрители за спортивное мужество и волю к победе), трехкратный олимпийский и двукратный чемпион мира, Юрий Евлампиевич Титов (род. 1935), олимпийский чемпион и абсолютный чемпион мира, впоследствии президент международной федерации гимнастики. Происходит своеобразная индивидуальная настройка мысли, воли, чувства. Это видно в лицах, ощутимо в выразительности жестов. Ясность и четкость композиции, острота ракурсов, чистота цвета, как и персонажи, по-своему психологичны. // Анатолий Дмитренко. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 297.

Среди изображенных: Астахова Полина Григорьевна (трехкратная олимпийская и двукратная чемпионка мира) и Шахлин Борис Анфиянович (трехкратный олимпийский и двукратный чемпион мира). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 297.

Как и многие картины Жилинского – это произведение,  посвященное матери художника, автобиографично. В нем автор изобразил два поколения семьи Жилинских. Рядом с материю Анастасией Федоровной (1898–1987), образ которой запечатлен на переднем плане картины, под яблоней стоят двое детей – ее внуки. Созданная Дмитрием Жилинским рама, использованная художником как дополнительное поле изображения, вносит в произведение трагические ноты. Слева на раме художник пишет фигуру отца, Дмитрия Константиновича (1900–1939), репрессированного, расстрелянного (1939) и посмертно реабилитированного, справа – образ брата, погибшего на фронте (1944). В верхней части рамы надпись: "Посвящаю моей маме". Таким образом, рама становится не только дополнением, завершением живописного полотна, но и его неотъемлемой частью.
Картина "Под старой яблоней" в своей выкрашенной белой краской широкой плоской раме с размещенными на ней двумя изображениями вызывает в памяти древнерусские иконы с клеймами на полях. Техника, в которой выполнено произведение (темперными красками по левкасу) также идет из древнерусской иконописи. Любовь к ней привили Д. Д. Жилинскому его учителя – В. А. Фаворский и Н. М. Чернышев.

Жилинский Дмитрий Дмитриевич
1927, село Волновка, Краснодарский край — 2015, Москва

Живописец, монументалист, график.

Учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства, далее МИПИДИ (1944–1946), в Московском институте изобразительных искусств, далее МГХИ им. В. И. Сурикова (1946–1951) у Н. М. Чернышева, С. А. Чуйкова, П. Д. Корина, В. Н. Яковлева, А. М. Грицая. Пользовался советами Фаворского. Участник выставок с 1954. Преподавал в МГХИ им. В.И. Сурикова (1951–1974), в МПИ (с 1974). Член Союза Художников с 1956. Состоял в редколлегии журналов «Творчество» (1965–1995), «Юный художник» (с 1990). Народный художник РФ (1987), действительный член Российской Академии художеств (1995).

Žilinskij D. D.

Under the Old Apple-Tree


1969

Tempera, paper, gesso, сharcoal .


Dmitry Zhilinsky often manifested his creative aspirations in portraiture. One of the idiosyncrasies of his art was his habit of depicting in the concrete not the fleeting, but the most important element of a man’s personality. Zhilinsky preferred clear, collected and intellectual images. He was inspired by the art of the Old Masters, particularly the early Italian Renaissance and Old Russian painting. The artist openly addresses the art of the past in his modern images: “I love exactness of expression and completeness of form – in my own understanding of these words, of course.” Zhilinsky’s works are distinguished by their pure and decorative tones, melodious lines, plastic silhouettes and harmonic compositions. The artist’s painting technique was also unusual; he frequently worked in tempera on levkas, lending a colourist sublimity to his works. Gymnasts of the USSR is, in essence, a group portrait of famous Soviet sportsmen, many of them world and Olympic champions. Among the figures in the background are Polina Astakhova (born 1956; triple Olympic and twice world champion), Boris Shakhlin (born 1932; triple Olympic and twice world champion) and Yury Titov (born 1935; Olympic and world champion, later president of the International Federation of Gymnasts). An original personal “tuning” of thought, will and feelings can be seen in the heroes’ faces and expressive gestures. The distinct composition, sharp foreshortenings and pure tones are also psychological. 

Žilinskij Dmitrij Dmitriyevich
1927, Volnovka (Krasnodar Region) — 2015, Moscow

Painter, graphic artist, portraitist, author of thematic pictures. Studied under Chernyshev, Chuikov and Korin at the Vasily Surikov School of Art in Moscow (1946-51). Advised by Vladimir Favorsky. Contributed to exhibitions (from 1954). Honoured Artist of the RUSSIAN SOVIET FEDERATED SOCIALIST REPUBLIC.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library