Картина «Под старой яблоней» написана в период творческой зрелости мастера. Сложившаяся манера, формальный стиль, излюбленная техника — темпера по левкасу — свидетельствуют о сознательном обращении к эстетическому опыту мастеров раннего Возрождения Италии и Северной Европы. Как и во многих картинах Жилинского, изображены близкие художнику люди — мать и дети. «Под старой яблоней» — своего рода философская элегия. Старая, изогнувшаяся, но плодоносящая яблоня — символ. Старая яблоня и старая женщина согнулись под тяжестью пережитого, о именно они рождают непрерывность жизни, и «древо жизни» продолжает плодоносить, а те, кто ушел, остаются в памяти живых. Так литературная сторона и пластическая соединились воедино в лирическом произведении художника. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 360.
Творческие устремления художника более всего проявились в жанре портрета и его разновидности портрете-картине. Одна из особенностей искусства Жилинского заключается в том, что он выявляет в конкретном не сиюминутное, а главное, устойчивое, определяющее личность человека. Жилинский тяготеет к образам ясным, собранным, интеллектуальным, опираясь в создании их на искусство старых мастеров, прежде всего раннего итальянского Возрождения и древнерусскую живопись. Открытая обращенность к этому наследию в создании современных образов воспринимается как программа. «В искусстве люблю точность выражения, завершенность формы, в моем, конечно, понимании…» Произведения Жилинского красивы декоративностью чистых цветовых тонов, мелодичностью линий, пластикой силуэтов, гармонией композиции. Не вполне обычна и техника его письма. Художник нередко пишет темперой по левкасу, что придает повышенную колористическую звучность работам. // Анатолий Дмитренко. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 297.
Как и многие картины Жилинского — это произведение, посвященное матери художника, автобиографично. В нем автор изобразил два поколения семьи Жилинских. Рядом с матерью Анастасией Федоровной (1898–1987), образ которой запечатлен на переднем плане картины, под яблоней стоят двое детей — ее внуки. Созданная Дмитрием Жилинским рама, использованная художником как дополнительное поле изображения, вносит в произведение трагические ноты. Слева на раме художник пишет фигуру отца, Дмитрия Константиновича (1900–1939), репрессированного, расстрелянного (1939) и посмертно реабилитированного, справа — образ брата, погибшего на фронте (1944). В верхней части рамы надпись: «Посвящаю моей маме». Таким образом, рама становится не только дополнением, завершением живописного полотна, но и его неотъемлемой частью.
Картина «Под старой яблоней» в своей выкрашенной белой краской широкой плоской раме с размещенными на ней двумя изображениями вызывает в памяти древнерусские иконы с клеймами на полях. Техника, в которой выполнено произведение (темперными красками по левкасу) также идет из древнерусской иконописи. Любовь к ней привили Д. Д. Жилинскому его учителя — В. А. Фаворский и Н. М. Чернышев.
Живописец, монументалист, график.
Учился в Московском институте прикладного и декоративного искусства, далее МИПИДИ (1944–1946), в Московском институте изобразительных искусств, далее МГХИ им. В. И. Сурикова (1946–1951) у Н. М. Чернышева, С. А. Чуйкова, П. Д. Корина, В. Н. Яковлева, А. М. Грицая. Пользовался советами Фаворского. Участник выставок с 1954. Преподавал в МГХИ им. В.И. Сурикова (1951–1974), в МПИ (с 1974). Член Союза Художников с 1956. Состоял в редколлегии журналов «Творчество» (1965–1995), «Юный художник» (с 1990). Народный художник РФ (1987), действительный член Российской Академии художеств (1995).
Dmitry Zhilinsky often manifested his creative aspirations in portraiture. One of the idiosyncrasies of his art was his habit of depicting in the concrete not the fleeting, but the most important element of a man’s personality. Zhilinsky preferred clear, collected and intellectual images. He was inspired by the art of the Old Masters, particularly the early Italian Renaissance and Old Russian painting. The artist openly addresses the art of the past in his modern images: «I love exactness of expression and completeness of form — in my own understanding of these words, of course.» Zhilinsky’s works are distinguished by their pure and decorative tones, melodious lines, plastic silhouettes and harmonic compositions. The artist’s painting technique was also unusual; he frequently worked in tempera on levkas, lending a colourist sublimity to his works. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 362.
Painter, graphic artist, portraitist, author of thematic pictures. Studied under Chernyshev, Chuikov and Korin at the Vasily Surikov School of Art in Moscow (1946-51). Advised by Vladimir Favorsky. Contributed to exhibitions (from 1954). Honoured Artist of the RUSSIAN SOVIET FEDERATED SOCIALIST REPUBLIC.