Петров-Водкин К. С.

Весна


1935

Холст, масло. 185 х 156,5

Пост.: 1935 с 1-й выставки ленинградских художников через Ленсовет


В 1928 году Петров-Водкин заболевает туберкулезом, и, несмотря на все усилия врачей, жены и друзей, болезнь постепенно прогрессирует. На время оставив живопись, художник обращается к литературному труду — пишет автобиографические повести. Почувствовав облегчение, он возвращается к живописи и уже не бросает кисть до конца своих дней. Вопреки сложившейся ситуации, Петров-Водкин в эти годы пишет много картин, наполненных поэзией и радостью ощущения жизни <...>. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 14.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был замечательным мастером живописи и ее новатором. Он увлекался живописью раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы (сам художник употребление термина "сферическая перспектива" избегал, заменяя его другим – "живая видимость"). В автобиографических повестях "Хлыновск" и "Пространство Эвклида" (конец 1920-х – начало 1930-х) он рассуждает о сложении изобретенной им "сферической перспективы" и дает ее философское понимание. В основе – впечатления детства и личные переживания: "...здесь на холме, когда падал я наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа... я увидел землю как планету... совершенно новая сферичность обняла меня на холме". (Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1982). 

Принцип сферической перспективы наиболее ярко проявился в композиции картины "Весна", написанной в 1935 году. Художник наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты. По его мнению, наше восприятие пространства неизменно связано с тем, что мы находимся на шарообразной планете, и в произведениях искусства это должно найти вполне определенное отражение. Резкое смещение ближнего и дальнего планов, создающее «эффект присутствия» зрителя внутри, в центре изображенного на полотне; построение изображения по наклонным осям, рождающее ощущение вращения земной поверхности – все это элементы передачи некоей планетарности, предлагаемой художником.

Сюжет же картины поистине вечен. Весна – время пробуждения не только природы, но и любви, страсти, желания найти свою вторую половину. Перед нами – влюбленные – парень и девушка – новые Адам и Ева, на фоне весеннего пейзажа. В их фигурах, особенно юноши, ощущается некая неловкость, скованность, выдающая робость первой любви. У них все еще должно свершиться, все полно ожиданием чуда... Юноша и девушка словно бы вознесены великим чувством на вершину мира. Художнику важно выразить ощущение душевного величия своих героев, которым все обыденное кажется безмерно далеким. Композиция построена так, что мы видим окружающий пейзаж глазами героев, сидящих на головокружительной высоте. Ибо, только находясь рядом с ними на крутом холме, можно увидеть обрыв под ногами, а по склонам его – тесно лепящиеся друг к другу деревянные домики. Удивительно красива цветовая гамма. Холодный синий тон женского платья противопоставляется яркой желтой майке молодого человека, и контраст этих красок подчеркивается алым беретом на траве. Но все эти звучные открытые цвета гасит лирический, даже благостный настрой окружающей природы, написанной в нежных лилово-розовых тонах.

В основу картины положен ранний рисунок пером «Над обрывом» (1920) и другие работы последнего десятилетия жизни мастер, сосредоточивая в себе добрую половину творческого пути художника. В картине усматривают следы разных художественных направлений, включая импрессионизм, кубизм и даже сюрреализм, и все же здесь, как всегда, – единый и цельный Петров-Водкин. Весна – это олицетворение вечного возвращения жизни, символ возрождения.



Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Живописец, график, теоретик искусства, писатель.

Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.

 

Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).

Petrov-Vodkin K.S.

Spring


1935

Oil on canvas. 185 х 156,5


Kuzma Petrov-Vodkin was a remarkable painter and an innovator in painting. He took an interest in Early Renaissance and Russian icon painting, the result of which is considered to be the development of the “spherical perspective” (the artist himself avoided using the term “spherical perspective” and changed it for “live visibility”). In his autobiographical novels “Khlynovsk” and “Euclid’s Space” (late 1920s – early 1930s) he talks about the forming of the “spherical perspective” and gives its philosophic understanding. It is based on children’s impressions and personal experiences: “... here on a hill while I was falling down on the earth a completely new impression of the landscape flashed though my eyes ... I saw the Earth like a Planet ... a whole new feeling of a sphere embraced me on that hill.( Kuzma Petrov-Vodkin. “Khlynovsk”. “Euclid’s Space”. “Samarkandia”. Leningrad, 1982).

The principle of the spherical perspective is vividly represented in the composition of the painting “Spring”. Here the artist gives a compelling impression that the Earth is a Planet. In his mind, our perception of the space is invariably connected with the fact of our being on a spherical planet and it should be shown in a work of art. The abrupt twist of fore and backgrounds gives the “effect of presence” of a viewer inside, in the midst of the scene depicted. Arranging the composition with inclined axes causes the feeling of the rotation of the Earth – the artist is suggesting that all these elements represent the experience of being on the planet.



Petrov-Vodkin Kuzma Sergeyevich
1878, Khvalynsk (Saratov Province) - 1939, Leningrad

Painter, graphic artist, writer on art, history painter, portraitist. Studied at the Baron Stieglitz Central School of Technical Drawing (1895-97), under Abram Arkhipov and Valentin Serov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1904), at Anton Aube''s school in Munich (1901) and private academies in Paris. Contributed to exhibitions (from 1898). Contributed to the Salon d''Automne (1906-07, 1908), Sergei Makovsky Salon (1909), Union of Russian Artists (1909, 1910), Golden Fleece (1909), Union of Youth (1910), World of Art (191124), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), First Free Exhibition of Works of Art (1919), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1928), Four Arts (1925-29), World Exhibition in Brussels (1910) and the International Exhibitions in Rome (1911), Malmo (1914) and Venice (1924, 1928). Taught at the Elizaveta Zvantseva School of Painting and Drawing in St Petersburg (1910-15) and the Free Art Studios/Academy of Arts (1918-38). Honoured Artist of Russia (1930).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library