Эта картина братьев Смолиных стала визитной карточкой целого направления в советском искусстве конца 1950-х — начала 1960-х годов, именуемого „суровый стиль“. Молодые художники послевоенного поколения выступили на крупных московских выставках тех лет с работами, в которых современный человек изображался без прикрас в аскезе трудовых будней. Их герои напрямую обращались к зрителю с полотен, по форме и размеру приближенных к монументальным настенным росписям, провоцируя состояние сопричастности, сопереживания. Человек „сурового стиля“ пребывал в состоянии романтического противостояния, борьбы с внешними обстоятельствами, сопротивляющейся, враждебной природой, с собственными слабостями. Внимание художников часто привлекали люди экстремальных профессий, чьи образы позволяли раскрыть этот конфликт особенно ярко.
„Полярники“ были написаны после поездки на север 1961 года. Художники посетили тогда Новую Землю и острова Карского моря. Их персонажи — воплощение образа „физика“, который был истинным героем своего времени. Самоотверженный ученый, за „суровой“ маской отрешенной сосредоточенности он скрывает богатство движений души. Он пренебрегает личной жизнью, благополучием, здоровьем ради научного труда во имя общественного блага и прогресса. Законодатели определенного стиля жизни в духе брутальной романтики Хемингуэя, „физики" были неоднократно воспеты в кино, литературе, изобразительном искусстве. „Полярники“ Смолиных — одно из выдающихся произведений этого ряда. // Любовь Шакирова. Большая картина. СПб., 2006. С. 276.
Живописец; Заслуженный художник РСФСР (1981); член-корреспондент Российской академии художеств (1997).
А. А. Смолин родился в 1927 году в Москве. Окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (1959) по Мастерской А. А. Дейнеки. Автор преимущественно жанровых картин и пейзажей. Член Московской организации Союза художников РСФСР с 1962 года. Участник художественных выставок с 1959 года. Основные произведения: «Остров Диксон» (1960—1962)‚ «Зверобой» (1961),«Таджикистан. Застава» (1960-1962), «Старые суда»(1963).
Работал в соавторстве с братом Петром Александровичем Смолиным (1930-2001) с 1958 года Основные произведения, созданные ими в соавторстве: триптих «Колхозницы Дагестана» (1958—1960)‚ «Полярники» (1960), «Зверобои» (1961), «На границе» (1963)‚ «Стачка» (1964), «Таджикский пейзаж» (1964), «Голуби» (1972), триптих «Фашизм» (1973—1974), «Мать и дочь» (1978), «Салют» (1980), «Карусель» (1991).
Эта картина братьев Смолиных стала визитной карточкой целого направления в советском искусстве конца 1950-х — начала 1960-х годов, именуемого „суровый стиль“. Молодые художники послевоенного поколения выступили на крупных московских выставках тех лет с работами, в которых современный человек изображался без прикрас в аскезе трудовых будней. Их герои напрямую обращались к зрителю с полотен, по форме и размеру приближенных к монументальным настенным росписям, провоцируя состояние сопричастности, сопереживания. Человек „сурового стиля“ пребывал в состоянии романтического противостояния, борьбы с внешними обстоятельствами, сопротивляющейся, враждебной природой, с собственными слабостями. Внимание художников часто привлекали люди экстремальных профессий, чьи образы позволяли раскрыть этот конфликт особенно ярко.
„Полярники“ были написаны после поездки на север 1961 года. Художники посетили тогда Новую Землю и острова Карского моря. Их персонажи — воплощение образа „физика“, который был истинным героем своего времени. Самоотверженный ученый, за „суровой“ маской отрешенной сосредоточенности он скрывает богатство движений души. Он пренебрегает личной жизнью, благополучием, здоровьем ради научного труда во имя общественного блага и прогресса. Законодатели определенного стиля жизни в духе брутальной романтики Хемингуэя, „физики" были неоднократно воспеты в кино, литературе, изобразительном искусстве. „Полярники“ Смолиных — одно из выдающихся произведений этого ряда. // Любовь Шакирова. Большая картина. СПб., 2006. С. 276.
Painter, master of genre paintings and landscapes. Studied at the Vasily Surikov Institute of Art in Moscow (1953–1959). Contributed to exhibitions (from 1959). Member of the Moscow Union of Artists (1962). Worked together with his brother Pyotr Smolin (from 1958). Honoured Artist of the RSFSR (1981).