Загонек В. Ф.

Утро


1959–1960

Холст, масло. 160 x 330

Пост. в 1962 через МК РСФСР, Москва


Картина „Утро“ принадлежит к числу живописных шедевров Загонека. Ее замысел связан с впечатлениями художника от окрестностей Онежского озера, которые он посетил в 1955 году. В картине обобщены мотивы встречающихся в онежских произведениях шествующих женщин, плещущихся гусей, отражений в воде с переживанием своеобразия северной русской природы, которые художник преломил в поэтический образ весеннего колхозного утра. На этот единый, цельный образ, отражающий программную для советского искусства идею позитивной демонстрации современной трудовой жизни, работают все художественные приемы — и горизонтальное фризовое решение картины с ее ритмической насыщенностью, и пластико-колористическая изысканность, богатство эмоциональных оттенков. Картина воспринимается как монументальное панно, как своего рода песня о небесных, водных и земных просторах и о жизнерадостности обитателей этого мира.

В отличие от произведения „Гроза прошла“, написанного за исключительно короткий срок (около года), „Утро“ вынашивалось более трех лет, не считая тех заготовок, что присутствовали в работах онежского периода. Художник писал для нее многочисленные этюды и эскизы, решая проблему большеформатной картины и стремясь согласовать свои творческие задачи с контекстом советского искусства, переживавшего на рубеже 1950-1960-х годов энтузиазм „сурового стиля“. На выставке произведений ленинградских художников 1960 года картина стояла особняком, выделяясь своими лирико-поэтическими особенностями. // Тамара Чудиновская. Большая картина. СПб., 2006.  С. 273.

Замысел картины "утро" связан с впечатлениями художника после посещения в 1955 году окрестностей Онежского озера. В ней обобщены мотивы, которые художник преломил в поэтический образ весеннего колхозного утра. На этот образ работают все художественные приемы — горизонтальное фризовое решение картины, ритмическая насыщенность, богатство эмоциональных оттенков. Картина воспринимается как монументальное панно, как своего рода песня о жизнерадостности обитателей этого мира.

Каталог выставки в Малаге «Времена года. Произведения из собрания Русского музея». 2015. С. 112.

Загонек Вячеслав Францевич
1919, Иркутск – 1994, Санкт-Петербург

Живописец. Мастер жанровых композиций, пейзажей. Народный художник СССР (1985)

1920 г. – переезд с родителями в Чехословакию. 1927 г. – семья приняла советское подданство. Переезд на постоянное жительство в Ленинград.

1932–1936 – посещал художественную студию при Дворце пионеров им. Жданова.

1936–1939 гг. – учился в средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств.

1939 г. – первое участие в выставке. Был призван в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Участвовал в войне с белофиннами, затем в Великой Отечественной войне командиром приборного расчета зенитной батареи.

1942 г. – был демобилизован из армии и направлен в трест «Мурманскрыбстрой», до начала 1945 г. работал техником-строителем.

С 1945 обучался в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Занимался у Михаила Бернштейна, Александра Зайцева, Генриха Павловского, Семена Абугова, Глеба Савинова.

1949 г. – окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (мастерская Б. В. Иогансона).

С 1948 г. – постоянный участник всесоюзных, республиканских, ленинградских, а также зарубежных выставок.

 

Zagonek V. F.

Morning


1959–1960

Oil on canvas. 160 x 330


The artist’s concept for the painting "Morning" is connected with his impressions of the area around Lake Onega, which he visited in 1955. It synthesises motifs that the artist refracted into a poetic image of a spring morning on a collective farm. In this image, all the artistic techniques used work: the horizontal frieze design of painting, the rhythmic saturation, and the richness of the emotional hues. The painting is monumental, a kind of song about the zest for life of the inhabitants of this world.

Zagonek Vyacheslav Franzevich
1919, Irkutsk — 1994, St Petersburg
Painter, landscapist, genre artist. Studied at an art studio at the Andrei Zhdanov Palace of Pioneers (1932–1936), secondary school of art in Leningrad (1936–1939) and at the Ilya Repin Institute of Painting, Sculpture and Architecture (1945–1950). Contributed to exhibitions (from 1948). People’s Artist of the USSR, corresponding member of the Academy of Arts of the USSR, winner of the Ilya Repin State Prize.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library