
Орлова (урожденная княжна Белосельская-Белозерская) Ольга Константиновна (1872– 1923) – жена генерал-майора князя В. Н. Орлова, начальника Военно-походной канцелярии.
Трудно поверить, но это репрезентативное, отмеченное чертами высокого стиля полотно создавалось почти одновременно с портретом Иды Рубинштейн. Для Серова подобная разнонаправленность поисков была интересной пробой сил. В данном случае он стремился создать современную по духу картину в формах традиционного парадного портрета, в котором некогда блистали Дмитрий Левицкий и Карл Брюллов. Его модель – Ольга Орлова принадлежала к древнему роду Белосельских-Белозерских, была женой приближенного Николая ІІ. Гордая и несколько ограниченная, она не была красива, но отличалась той особой породистостью, что «чеканилась» в течение столетий, от поколения к поколению. Орлова слыла самой элегантной дамой столицы – говорили, что в Петербурге никто не умеет так красиво носить шляпу, как она. Портрет писался с большими перерывами в 1910– 1911. Княгиня изображена в фамильном доме на набережной Мойки. Все в этом произведении: мудрая, полная динамики композиция, сдержанный и благородный колорит, острый силуэт фигуры и жест холеной руки, само «эмалевое» письмо – служит психологической характеристике модели с высокомерным и одновременно мечтательным выражением глаз – яркой представительницы русского и европейского высшего света в канун первой мировой войны. Как и портрет Иды Рубинштейн, эта картина с большим успехом экспонировалась в персональном зале Серова на Всемирной выставке 1911 в Риме. Владимир Круглов // Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 82.
Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Орловой. Онлайн-экскурсия Е.В.Станкевич
Живописец, график.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А. Н. Серова. Учился у И. Е. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1880-1885, не окончил). Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Участник Абрамцевского художественного кружка, член Товарищества передвижных художественных выставок, "Мира искусства", других объединений. Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию. Блестящий портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин. Возродил в искусстве обстановочный портрет - портрет-картину. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.
Valentin Serov followed the traditions of Russian official portraiture, as exemplified by Dmitry Levitsky and Karl Brullov in the eighteenth and nineteenth centuries. This representative canvas contains many features of a high style. Proud and narrow-minded, Princess Olga Orlova may not have been beautiful, but she had that special pedigree that comes with breeding. Olga was considered the most elegant woman in the Russian capital; it was said that no one in St Petersburg wore a hat better that she. The skilful and dynamic composition, the restrained and noble tones, the sharp silhouette, the gesture of the well-groomed hand and the «enamel» painting are all intended to paint a psychological picture of this lioness of Russian and European society. The expression in the sitter’s eyes is both haughty and dreamy. Serov showed the portrait to great acclaim at the Esposizione Internazionale di Roma in 1911.
Princess Olga Konstantinovna Orlova (née Princess Beloselskaya- Belozerskaya) (1872–1923): Wife of Major-General Prince V. N. Orlov. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 261.
Painter, graphic artist, teacher, portraitist, landscapist, history painter. Son of the composer Alexander Serov. Studied under Ilya Repin in Paris and Moscow (1874-75, 1878-80) and under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-85). Academician of painting (1898), full member of the Imperial Academy of Arts (1903-05). Member of the Abramtsevo circle (from the 18705). Contributed to exhibitions (from 1889). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1890-99; member from 1894), Munich Sezession (1896, 1898,1899; member from 1899), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1896-1906, member from 1900; 1911-12, founding member), Berlin Sezession (1903), Exhibition of Historical Russian Portraits at the Tauride Palace in St Petersburg (1905), Union of Russian Artists (1905-10; member from 1903), Sergei Makovsky Salon (1909), Exposition Universelle in Paris (1900, grand prix), International Exhibitions in Munich (1909), Vienna (1902), Venice (1907), Brussels (1910) and Rome (1911) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906, 1910), Berlin (1906) and Vienna (1908). Member of the board of the Tretyakov Gallery. Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1909). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg and Sergei Diaghilev''s Saisons Russes (from 1886).