«Скрипач» — программное для Яковлева произведение, созданное в Италии. Позировал для картины тяжело больной музыкант. Бережно передав его индивидуальные черты, художник в то же время, как он сам писал, нарядил «его в совершенно выдуманный костюм, который может быть подошел бы (как и он сам весь) к сказкам Гоцци». Стоит скрипач на фоне архитектуры: не то «дворец, не то театр марионеток. А в лоджии там есть несколько фигурок тоже не то людей, не то марионеток». Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 273.
Картина «Скрипач» была создана в Италии. Из писем Яковлева к Д. Н. Кардовскому известно, что на портрете изображен профессиональный музыкант, тяжело больной прогрессирующим параличом, «очень по наружности интересный с лицом старым, несмотря на 37 лет». Художник с большим вниманием передал индивидуальные черты своей модели и вместе с тем преобразил натуру. «Нарядил я его в совершенно выдуманный костюм, который, может быть, подошел бы (как и он сам весь) к сказкам Гоцци Стоит он на фоне архитектуры. Представляет архитектура эта массивную часть с лоджией сверху, здание — не то дворец, не то театр марионеток, а в лоджии есть несколько фигурок, тоже не то людей, не то марионеток». (В. Кн.). Русский портрет. ХХ век. СПб, 2001. С. 113.
Живописец, график, художник театра, педагог.
Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1905–1913) у Д. Н. Кардовского, уделявшего особое внимание обучению рисунку. Во время обучения увлекся графикой и начал сотрудничать в художественных журналах тех лет, в том числе в «Аполлоне». Много рисовал для «Сатирикона», а впоследствии – для «Нового Сатирикона» и «Нивы». Уже в ранних работах обозначилось его тяготение к «неоклассицизму». 1913–1915 провел вместе со своим другом В. И. Шухаевым в Италии, где изучал старую живопись. Затем побывал в Испании, на острове Майорка. Наряду с огромным количеством натурных этюдов, выполнил в Италии свой портрет в образе Арлекина, который стал частью двойного автопортрета Шухаева и Яковлева.
Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения заметны и в других произведениях художника, например. в картине «Скрипач» (1915). Во второй половине 1910-х занимался портретной живописью и рисунком, достиг больших успехов в технике сангины. К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся «Портрет Казарозы (жены художника)» (1916) и «Автопортрет» (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова. Совместно с Шухаевым расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве; вместе с Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным оформил артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде. Преподавал на архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской (1916–1917) в Петрограде. В 1917 наряду с Кардовским, Шухаевым и Радловым был инициатором создания «Цеха живописцев святого Луки». Летом 1917 как пенсионер Академии художеств отправился в Монголию, Китай и Японию. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае. С 1920 жил в Париже. В 1924–1925 принимал участие в экспедиции Компании Ситроен в Северную и Центральную Африку. Привезенные из поездки картины и рисунки принесли Яковлеву шумный успех. В 1931–1932 вновь отправился с экспедицией в страны Востока – посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию и Китай. Итогом поездки стала серия художественных работ, в основном, этнографического характера, но отмеченных виртуозной техникой рисунка. С 1934 по 1938 жил в США, преподавал в Школе изящных искусств (1934–1937) в Бостоне.
Alexander Yakovlev painted Violinist in Italy in 1915. In a letter to Dmitry Kardovsky, the artist writes that he portrayed a professional musician suffering from progressive paralysis — «very interesting in appearance, though with an old man’s face, despite his thirty-seven years.» Yakovlev pays great attention to the subject’s personal features, simultaneously transforming life. The artistic interpretation of the musician’s figure clearly employs the compositional principles of the official portraiture of the past. There are several figures in the loggia, also neither people nor puppets. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 273.
Painter, graphic artist, teacher. Studied under Dmitry Kardovsky at the Imperial Academy of Arts (1905-13). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy and Spain (1914-15) and China, Mongolia and Japan (1917-18). Member of the World of Art (1915) and founding member of the Guild of St Luke (1917). Contributed to exhibitions (from 1907). Contributed to the Exhibition of Drawings of the Satiricon Magazine (1909, 1910) and the exhibitions of the Union of Russian Artists (1909), Sergei Makovsky Salon (1909), Vladimir Izdebsky Salon (1909-10), World of Art (1912-21), Exhibition of Drawings of the New Satiricon Magazine (1913), Exhibition of Modern Russian Painting (1916), Russian Landscapes (1918-19), Exhibition of Russian Artists in Pskov (1920), International Exhibitions in Malmo (1914) and Rome (1914), Exhibitions of Russian Art in Paris (1921, 1927), New York (1923, 1924, 1927), Pittsburgh (1927), Brussels (1928) and Birmingham (1928). Taught at the New Studio of Art in Petrograd (1916-17) and the Boston School of Fine Arts (1934-37). Emigrated to Paris (1919). Awarded the Legion d''honneur (1926).