Для Василия Кандинского 1916–1917 годы – время внутренней раздвоенности, свидетельствующей о состоянии кризиса. Художник создает беспредметные работы, полные душевного смятения и беспокойства. В работах 1917 года исчезает магия цвета – прежний «хор красок» не может выразить «смутные» переживания автора.
Произведение относится к зрелому периоду творчества художника и было написано в Москве, где Кандинский жил после возвращения из Германии в начале Первой мировой войны. Название полотна призвано подчеркнуть безмерную широту мира ассоциаций, образов, ощущений, рождаемых в процессе творчества. Содержанием картины является "высвобождение" энергии движения, цвета, линии из области разумного, осознанного, поиски в области подсознательного, интуитивного. Художник писал: "Эти внутренние созревания не поддаются наблюдению: они таинственны и зависят от скрытых причин".
«Сумеречное» – это уже не отвлеченная «композиция» или «импровизация». Вихри красок, горение живописной «материи» являются здесь выражением душевного напряжения, мрачных предчувствий. Трагические ноты слышатся в переплетениях рваных черных линий, образующих каркас композиции. Неспокойный, бурлящий темный фон подобен морскому шторму, с сильными волнами, все поглощающими и неожиданно выбрасывающими обломки некогда прекрасных жизненных форм. Их столкновение и концентрация в центре картины, цветовая экспрессия создают ощущение симфонического звучания во всей его полноте, силе и мощи. Не сразу прочитываемые, излюбленные художником образы корабля и рыбы в этом контексте становятся символами жертвенности и бесприютности, одиночества художника в окружающей его действительности.
Живописец, график, педагог и теоретик искусства. Крупнейший представитель авангарда. Основоположник абстрактного экспрессионизма (первые беспредметные композиции создал в 1910).
Родился в Москве. Детские годы провел в разъездах с родителями по России и Западной Европе. Окончил юридический факультет Московского университета (1893). Учился живописи в Мюнхене в школе А. Ашбе (1896—1898) и в Королевской Академии у Ф. Штука (1900—1901). Путешествовал по Италии, Франции, Голландии, Швейцарии, часто приезжал в Россию. Постоянно жил в деревне Мурнау (Бавария). Организовал в Мюнхене объединение «Фаланга» (1901), затем возглавил Новое художественное общество Мюнхена (1909) и объединение "Синий всадник" (1911, названо по его одноименной картине).
С 1912 — член объединения «Бубновый валет» и группы «Ослиный хвост». Дал первое теоретическое обоснование абстракционизма (в книге «О духовном в искусстве», 1912). В начале Первой мировой войны вернулся в Москву; после революции активно включился в музейную и преподавательскую работу. В 1918 вошел в художественную коллегию московского отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919 — ученый секретарь Музея живописной культуры. В 1918—1921 — профессор Государственных свободных художественных мастерских. В 1920 участвовал в работе Совета Мастеров художников-живописцев, на базе которого возник Институт художественной культуры (Инхук), но вскоре из-за разногласий с коллегами покинул его. В 1921 — вице-президент Российской Академии художественных наук (РАХМ).
В 1921 направлен Наркомпросом в Баухауз, где преподавал в Веймаре (до 1925) и в Дессау (1925—1933). После установления фашизма в Германии и ликвидации Баухауза переехал во Францию и поселился близ Парижа.
Автор ряда литературных произведений (книга стихов «Звуки» и др.).
Для Василия Кандинского 1916–1917 годы – время внутренней раздвоенности, свидетельствующей о состоянии кризиса. Художник создает беспредметные работы, полные душевного смятения и беспокойства. В работах 1917 года исчезает магия цвета – прежний «хор красок» не может выразить «смутные» переживания автора.
Произведение относится к зрелому периоду творчества художника и было написано в Москве, где Кандинский жил после возвращения из Германии в начале Первой мировой войны. Название полотна призвано подчеркнуть безмерную широту мира ассоциаций, образов, ощущений, рождаемых в процессе творчества. Содержанием картины является "высвобождение" энергии движения, цвета, линии из области разумного, осознанного, поиски в области подсознательного, интуитивного. Художник писал: "Эти внутренние созревания не поддаются наблюдению: они таинственны и зависят от скрытых причин".
«Сумеречное» – это уже не отвлеченная «композиция» или «импровизация». Вихри красок, горение живописной «материи» являются здесь выражением душевного напряжения, мрачных предчувствий. Трагические ноты слышатся в переплетениях рваных черных линий, образующих каркас композиции. Неспокойный, бурлящий темный фон подобен морскому шторму, с сильными волнами, все поглощающими и неожиданно выбрасывающими обломки некогда прекрасных жизненных форм. Их столкновение и концентрация в центре картины, цветовая экспрессия создают ощущение симфонического звучания во всей его полноте, силе и мощи. Не сразу прочитываемые, излюбленные художником образы корабля и рыбы в этом контексте становятся символами жертвенности и бесприютности, одиночества художника в окружающей его действительности.
Painter, graphic artist, book illustrator, writer on painting and poetry. Studied law and political economy at the Moscow University (1885-93). Studied art at Anton Aube''s private studio (1896-97) and the Akademie Franz von Stuck in Munich (1900). One of the founders of the Phalanx group (1901), organised the Neue Kimst-lervereinigung in Munich (1909). Contributed to the exhibitions of the Jack of Diamonds (1910, 1912), Der blaue Reiter (1911-12) and Galerie Der Strum (1913). Worked for Department of An, People''s Commissariat of Education (1918), headed the Museum of Painterly Culture in Moscow (1919-20). Emigrated to Germany (1921) and France (1933).