Татлин В. Е.

Угловой контррельеф


1914

Дерево, медь, железо, тросы. 71 x 118


„Угловой контррельеф (с тросами)" был впервые показан в 1915 году в Петрограде на «Последней футуристической выставке картин „0,10"». Эта абстрактная объемно-пространственная композиция должна была восприниматься как закономерное продолжение и развитие идеи беспредметности, которая ранее выражалась в „живописных рельефах" Татлина, построенных на сочетании контрастных по фактуре материалов (бумага, стекло, гипс, дерево, жесть). Принципиальная новизна „Углового контррельефа" заключалась в желании художника порвать с традиционной „картинной" плоскостью, вынести беспредметные конструкции в пространство, специально образованное двумя стоящими под углом плоскостями. Последние были необходимы не только для того, чтобы „подвесить" композицию, они создавали необходимый абстрактный фон, подчеркивающий ее объемность. Не менее существенным был и другой момент, обусловленный стремлением максимально раскрыть возможности применяемых материалов, которые как бы символизируют здесь противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой понятия — гибкость и жесткость, свободу и напряжение, движение и покой.

  Онлайн-эскурсия А. Кибасова по произведению В.Е.Татлина "Угловой контррельеф"

Татлин Владимир Евграфович
1885, Москва – 1953, Москва

Живописец, график, художник театра, автор архитектурных и инженерных проектов, родоначальник конструктивизма.

Родился в Москве. Учился в Пензенском художественном училище у Н. Д. Селиверстова (1904–1910), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1902–1903, 1909–1910) у В. А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок: «Ослиный хвост» (1912), «Бубновый валет» (1913), «Мир искусства» (1913), «Союза молодежи» (1911–1914), «Первой футуристической картин "Трамвай В"» (1915), «Последней футуристической картин "0, 10"» (1915–1916), «Магазин» (1916). Наряду с К. С. Малевичем – один из самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины XX века.

В 1914 побывал в Германии и Франции, посетил студию П. Пикассо в Париже. В этом же году в своей мастерской устроил выставку «контррельефов» – объемных композиций абстрактивистского характера из контрастных материалов – железа, дерева, с использованием стекла, штукатурки, обоев, фрагментов готовых вещей и отчасти обработанные живописными средствами. В 1919–1920 годах создал свое главное произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала», задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной оси. Занимается конструированием новых форм во всем сразу, от архитектуры до книжного дела и от дизайна до сценографии.

Оформил спектакли: «Царь Максимилиан» (Московский литературно-художественный кружок, 1911); неосуществленные постановки опер М. И. Глинки «Жизнь за царя» и Р. Вагнера «Летучий голландец» (1913–1918); драма «Зангези» В. Хлебникова, (Институт художественной культуры, 1923), «Не сдадимся» (Камерный театр, 1935); «Дело» (Центральный театр Красной Армии, 1939–1940). Член «Объединения новых течений» (1921–1923). Председатель «левой федерации» художников в Москве (1917), заведующий московской коллегией изобразительных искусств Наркомпроса (1918–1919). Один из инициаторов создания Института художественной культуры (1922).

Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (1918–1919) в Москве, в Высших художественно-технических мастерских (1919–1924) в Петрограде, Художественном институте (1925–1927) в Киеве, Высшем художественно-техническом институте (1927–1930) в Москве.

Венцом проектной деятельности стал летающий аппарат «Летатлин» (1930–1931). В 1930–1940-е активно работал как художник книги и сценограф.

С середины 1930-х увлеченно занимался станковой живописью, создавая натюрморты и пейзажи, реже портреты. 

Tatlin V. Y.

Corner Counter-Relief


1914

Wood, copper, . 71 x 118


Corner Counter-Relief (with Cables) was first exhibited during the Last futuristic paintings exhibition “0.10” in Petrograd in 1915. This abstract volumetric and spatial composition was supposed to be perceived as a continuation and development of the Nonobjectivity idea. The same idea was previously expressed by Tatlin in his “painted reliefs” based on the combination of contrasting textures (paper, glass, plaster, wood, and tin). The novelty of the Corner Counter-Relief lied in the artist’s desire to abandon the traditional “painting plane” and to bring nonobjective constructions into space formed by two inclined panes. They were used not only for the hanging of the composition, but also to create an abstract background emphasizing its volume. It was also important for the artist to show all abilities of the materials used by him. In this work they represent opposed yet inseparable notions – flexibility and rigidness, freedom and tension, movement and calmness.

Tatlin Vladimir Yevgrafovich
1885, Moscow - 1953, Moscow

Painter, graphic artist, theatrical designer, author of architectural and engineering projects. Studied at the Penza School of Art (1904-10) and under Valentin Serov and Konstantin Korovin at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1902-03, 1909-10). Contributed to the exhibitions of Donkey''s Tail (1912), Jack of Diamonds (1913), World of Art (1913), Union of Youth (1910-14), Tramcar V. First Futurist Exhibition (1915), 0,10. Last Futurist Exhibition (1915-16) and Store (1916). Member of the Unification of New Trends in Art (1922-23). Chairman of the Left Federation of Artists in Moscow (1917), head of the Moscow committee of Narkompros (1918-19). One of the initiators of the creation of the Museum of Painterly Culture, Museum of Artistic Culture and the Institute of Artistic Culture. Headed the department of material culture at the Institute of Artistic Culture. Taught in Petrograd, Kiev and Moscow. Headed the Narkompros Experimental Laboratory (1929-32


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library