Лучшее произведение из задуманного Нестеровым цикла, посвященного судьбе русской женщины, навеянного романами П. И. Мельникова-Печерского о жизни старообрядцев. Художник запечатлел обитательниц женского скита, сопровождающих на постриг подругу. Шествие разворачивается на фоне весеннего пейзажа, пронизанного сдержанной, тихой радостью грядущего обновления, слегка диссонирующего с тихой печалью задумчивых лиц монахинь. За это полотно в 1898 году Михаилу Нестерову было присвоено звание академика. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 249.
Художник показывает грустную процессию обитателей маленького скита, затерянного среди густых лесов, провожающих в монастырь юную девушку. Последний свой путь перед отречением от мирской жизни она проходит вместе с торжественной процессией по песчаной дорожке ранним утром. «Тема печальная, но возрождающаяся природа, русский север, тихий и деликатный ... делает картину трогательной, по крайней мере для тех, у кого живет чувство нежное», — писал художник.
Живописец, график, монументалист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Родился в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Г. Перова (1876-1880, 1884-1886), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1881-1884). Пользовался также советами И. Н. Крамского. Входил в Абрамцевский кружок С. И. Мамонтова (с 1888). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества "Мир искусства" (1899-1901). Член-учредитель "Союза русских художников" (1903).
Посетил Италию, Австрию, Францию, Германию, Грецию, Турцию. В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 - по Волге и Каме. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894). Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Главное содержание творчества - религиозно-нравственные поиски, стремление показать русского человека в лучших проявлениях его духовных качеств.
This is the finest work from the cycle of paintings by Mikhail Nesterov on the fate of Russian women, inspired by the novels of Pavel Melnikov-Pechersky on the lives of the Old Believers. The artist depicts a procession of nuns accompanying a novice to the taking of the veil among the thick forests of the Volga countryside. A quiet sorrow shines in their pensive faces. Mikhail Nesterov was elected to the Imperial Academy of Arts for this painting in 1898. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 249.
Painter, portraitist, landscape artist, genre painter, author of memoirs and essays on artists. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1877-81, 1884-86) and the Imperial Academy of Arts (1881-84). Full member of the Imperial Academy of Arts (1910). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1896) and founding member of the Union of Russian Artists (1903). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1889-1901), World of Art (1899-1901), 36 Artists (1901-03), Union of Russian Artists (1922, 1923), All-Russian Exhibition in Nizhny Novgorod (1896), Exposition Universelle in Paris (1900), International Exhibitions in Munich (1898,1909) and Rome (1911), Die erste russische Kunstausstellung in Berlin (1922) and the Exhibition of Russian Art in New York (1924). Honoured Artist of the RUSSIAN SOVIET FEDERATED SOCIALIST REPUBLIC (1942).