Врубель М. А.

Утро


1897

Холст, масло. 261 x 447

Пост. в 1918 из собрания В. Г. Винтерфельда, Петроград; ранее — собрание княгини М. К. Тенишевой, Санкт-Петербург—Талашкино Смоленской губернии


В литературе бытует с названиями „Русалки“, „На рассвете“ и „Рассвет“. Написано в серии панно „Времена дня“ для дома С. Т. Морозова, построенного Ф. О. Шехтелем на Спиридоновке в Москве, но было отклонено заказчиком. Художник хотел уничтожить полотно, но И. Е. Репин уговорил автора экспонировать работу на выставке русских и финляндских художников в Петербурге. Созданная летом 1897 года на хуторе П. Н. Ге в Черниговской губернии, она датирована в начале 1898 года, перед отправкой на выставку, где в первый же день была кулена княгиней М. К. Тенишевой. В начале 1902 года по просьбе владелицы художник переписал ряд мест в картине. / Владимир Круглов // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 280.

В 1890-х Врубель был самой крупной фигурой среди русских символистов в изобразительном искусстве. Он – классический символист, создатель характерных образцов этого направления. …характерные образцы символизма: <…> серия картин, акварелей, майолик с пантеистским мироощущением — «Утро», «Богатырь» (1898, ГРМ, Ж-1837), «Пан» (1899, ГТГ, инв. 1461), «Сирень» (1900, ГТГ, инв. 11054), «Царевна-Лебедь» (1900, ГТГ, инв. Ж-42), — навеянных фольклором, классической литературой и музыкальным театром. Разные по жанрам и темам, они являют спектр возможностей художника-визионера, свободно «пересекающего» время и пространство, в соответствии со своим пророческим даром творящего возвышенные мифы. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 10.

Врубель не мыслил пейзаж вне человека, населяя свои полотна изображениями не то людей, не то мифологических существ. Многозначны и сложны по природе построенные на тонкой ассоциативной связи его картины «Утро», «Сирень», «Пан», «К ночи» (1900, ГТГ, инв. 1462), где литературные и музыкальные реминисценции переплелись с ярко эмоциональным восприятием реальности, с претворением ставших элементом национальной памяти древних фольклорных образов. Свойственные работам мастера экспрессивное переживание состояний природы, ноты трагического одиночества, «тоска духа» делали их актуальными в атмосфере конца века. / Там же. С. 12.

Подобно западным коллегам, мастер <Врубель> пытался воплотить в зримых формах «бесплотные» субстанции, например, «тайну»... Та же задача волновала его в холсте «Утро», где, как в работе Анны Голубкиной (ваза «Туман», ГРМ), появились антропоморфные изображения солнечного луча и тумана. / Там же. С. 13.

 

В панно „Утро“, „Полдень“, „Вечер“ отразились устремления Врубеля к искусству „большого стиля“, интерес к решению проблем синтеза. Впервые в его полотнах доминировал пейзаж. Это связано с особенностями интерьера. Картина „Утро“ принадлежит Русскому музею. Решенная в гамме „болотной зелени“, любимой мастерами модерна, полная таинственности и неясных намеков, уподоблений, она — характерный пример декоративной системы „нового стиля“ и символизма как философии искусства. Автор учел ее место в зале, особенности пространства, пронизанного витальностью. Холст „аккумулировал“ множество проявлений жизненных сил, „материализовав“ их в виде четырех стихий — в девственной чаще леса изображены фигуры, символизирующие пробуждающуюся землю, прячущуюся в зарослях цветов и трав воду, луч солнца и рассеивающийся ночной туман. Как и формы, одухотворены их очертания, складывающиеся в магические орнаменты. Картина экспонировалась на выставке русских и финляндских художников, где в первый день была приобретена княгиней М. К. Тенишевой. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 18.

Мечтая соединить в своем творчестве искусство с жизнью, Врубель работал над поисками высокого монументального стиля и особой национальной формы, используя в произведениях орнаментально-ритмические решения. Все это сближало его со стилем “модерн”, для которого характерны также и контрастный переход от статики к движению, от душевного покоя к внезапной взволнованности. Для художественного языка модерна характерна особая плавность форм, вытянутость фигур, подчёркнутость контуров, использование растительных мотивов. Стебли, листья и цветы как будто увядших экзотических растений сплетаются в причудливый узор, в котором иногда появляются фигуры женщин или фантастических существ. 

Модерн обнаруживает пристрастие к аллегорическим сюжетам, которое можно наблюдать и в панно «Утро». В нем пробуждающаяся природа олицетворена в четырех аллегорических фигурах русалок. Среди чарующего сплетения гигантских деревьев, густых трав и причудливых цветов возвышается фигура обнаженной женщины, встречающей восходящий свет. Его художник называет "Лучом" и олицетворяет с другой героиней, причудливо изогнувшейся и устремившейся из лесных зарослей к небу. Ниже, из густой травы, переходящей в болотные заросли, выступает третья «Фея», представляющая пробуждение от сна. Ее лицо еще неподвижно, только открылись большие темные глаза, в которых появляется первая утренняя мысль, как продолжение последнего сновидения. Четвертая фигура справа дана фрагментарно: изображена женская голова с выражением страха и отчаяния.

Когда Врубеля просили объяснить значение этой фигуры, он отвечал: «Это сказка». Четыре женских изображения усиливают общий эмоциональный настрой пейзажа, его поэтичность и музыкальность. Образы, созданные художником, многозначны и вызывают самые разные чувства, испытываемые человеком. Колорит панно, созданный из зеленых тонов, создает ощущение прохлады раннего утра, когда солнце еще только должно появиться из-за невидимого горизонта.

Данное произведение — одно из трех декоративно-монументальных панно, объединенных общей темой «Времена дня», было исполнено Врубелем для интерьера московского дома С. Т. Морозова на Малой Спиридоновке (проект архитектора московского модерна Ф. О. Шехтеля).

Врубель Михаил Александрович
1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1905).

Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П. П. Чистякова (курс не окончил). По совету И. Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").

Vrubel M. A.

Morning


1897

Oil on canvas. 261 x 447


Vrubel dreamed about combining art and life in his creative work and searched for a high monumental style and a special national form that was expressed in ornamental and rhythmic patterns characteristic for his works. His style was close to the stylistics of art nouveau that is known for its rapid transitions from statics to movement and from serenity to sudden agitation. The artistic features of art nouveau include flowing lines, oblong figures, expressive contours, and the use of floral motifs. Stems, leaves, and flowers of faded exotic plants intertwine and create a complicated pattern in which one can see female figures or fantastic beasts.

Art nouveau artist were keen on allegories, and this tendency is vivid in the Spring panel. The awakening nature is symbolized by four mermaids. A naked female figure emerges from the mystical entwinement of giant trees, dense grass and fantastic flowers. The woman looks at the light of dawn – the “Beam”, as the artist calls it. It is embodied by another woman’s figure with a strangely bent body. The woman longs from the grass to the sky. The third “Fairy” comes out of the grass and marsh wilds. She represents the awakening – her face is motionless, her big dark eyes have just opened and her first morning thoughts float in them as the remains of her night dreams. The forth figure in the right is depicted only fragmentarily – we see a woman’s face with the expression of fear and despair. When asked about the meaning of this figure, Vrubel answered: “It’s a fairy tale”. Four female figures amplify the general emotional tone of the landscape, its poetry and music. The images created by the artist have multiple meanings and may arise various emotions. The use of various shades of green gives the feeling of early morning freshness when the sun is about to rise above the horizon. This panel is a part of a decorative and monumental triptych called Times of Day that was created by Vrubel for the interior of S.T. Morozov’s house in Moscow (designed by the Moscow art nouveau architect F.O. Schechtel).

Vrubel Mikhail Alexandrovich
1856, Omsk - 1910, St Petersburg

Painter, draughtsman, theatrical designer, applied artist, portraitist, writer of philosophical Symbolist compositions. Studied law at St Petersburg University (1874-79) and art under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-84). Academician of painting (1905). Member of the Abramtsevo circle (from 1889). Contributed to exhibitions (from 1891). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (1895, 1899, 1904), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1900-03, 1906; member from 1900, 1911), 36 Artists (1901, 1902), Union of Russian Artists (1903-10; founding member), Exposition Universelle in Paris (1900; gold medal) and the International Exhibitions in Vienna (1901) and Venice (1907). Designed for Sawa Mamontov''s Russian Private Opera (1890-1901).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library