Особый интерес к теме спорта проявляли представители так называемого кубофутуризма — художественного явления, вслед за итальянским футуризмом воспринимавшего спорт как характерный признак утверждения принципиально нового мира, динамичного, пронизанного не ведомой XIX столетию энергетикой. Ритм XX столетия выражен в работах «Велосипедист» Натальи Гончаровой и «Жокей» Марии Васильевой (ЖС-1171), а также в написанной уже в 1931 году картине Казимира Малевича «Спортсмены» (Ж-9439), где безликие, в буквальном смысле этого слова, фигуры сконструированы из чистых и звучных цветовых «супрематических» плоскостей и объемов. Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 13.
В картине интерпретируется любимый мотив футуристов. Фигура едущего воспринимается как бы сквозь витринное стекло, на фоне зданий с вывесками пивной и лавок. Обрывки слов и рисунков — это то, что краем глаза видит мчащийся на большой скорости велосипедист. Своей статичностью этот фон подчеркивает динамизм движения. В то же время схематичный очерк фигуры ломкими штрихами, силуэтные повторы головы и спины, колес, руля, цепной передачи вызывают ощущение монотонности езды. Гончарова принадлежала к поколению мастеров, формирующих новую эстетику века машин и скоростей. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 297.
Картину «Велосипедист» принято считать одним из наиболее характерных примеров футуристической живописи не только в творчестве Гончаровой, но и в целом в русском искусстве начала 1910-х годов. В ней действительно можно проследить наиболее типичные признаки футуризма: многократное повторение, смещение контуров фигуры, как бы запечатленной во временной и пространственной последовательности, вкрапление фрагментов уличных вывесок, что должно с максимальной реальностью передать ощущение городской суеты, шума, движения. Вместе с тем сама композиция картины тщательно выверена и уравновешена как по горизонтали, так и по вертикали, что отличает ее от классических произведений футуризма. Гончарова принадлежала к поколению мастеров, формирующих новую эстетику века машин и скоростей.
Живописец, график, художник театра, иллюстратор книг.
Родилась в деревне Нагаево (Тульская губерния). Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1909) на скульптурном отделении у П. П. Трубецкого. Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К. А. Коровина, пользовалась советами М. Ф. Ларионова. Писала импрессионистические пейзажи (1901–1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911), восприняв традиции иконы, лубка и вывески. В этот период ее живописи преобладала крестьянская и религиозная тематика. С 1911 работала в духе футуризма. Вместе с Ларионовым разработала теорию одного из направлений абстрактной живописи – лучизма. Иллюстрировала книги футуристов В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Игра в аду», «Мирсконца», А. Е. Крученых «Пустынники» и «Пустынницы» (1912), С. П. Боброва «Ветроградари над лозами» (1913). Издала серию литографий «Мистические образы войны» (1914). Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). В 1914 по приглашению С. П. Дягилева в Париже участвует в оформлении оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова. С 1915 живет в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С. П. Дягилева» (1914–1929). Выполнила эскизы декораций и костюмов к балетам «Литургия» (на музыку православных песнопений), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1915), «Испанская рапсодия» М. Равеля (1916). Создала серию картин «Испанки», «Космос», иллюстрировала книги «Слово о полку Игореве» (1923), «Сказки» Н. В. Кодрянской (1950).
Cyclist is often regarded as one of the archetypal works of Futurist painting, both in Natalia Goncharova’s oeuvre as a whole and the Russian art of the early 1910s in general. It embodies such typical features of Futurism as constant repetition, dislocation of the contours of the figure, which seems to be recorded in temporal and spatial sequence, and the interspersion of fragments of street signs, in order to convey the bustle, noise and movement of the city. The composition of the painting is, however, horizontally and vertically balanced and assiduously regulated, thereby distinguishing it from the classical works of Futurism. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 299.
Painter, graphic artist, theatrical designer. Studied sculpture at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1901-1909) and painting independently, enjoying the advice of Mikhail Larionov and attending Konstantin Korovin's studio. With Larionov organized the exhibitions of the Jack of Diamonds (1910), Donkey's Tail (1912), Target (1913) and No. 4. Futurists, Rayonists, Primitive (1914). Contributed to the exhibitions of the Golden Fleece (1908-1910), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), Der Blaue Reiter (1912) and Erste Deutsche Herbstsalon (1913). Solo exhibition with Larionov at the Galerie Paul Guillaume in Paris (1914), introductory article to catalogue written by Guillaume Apollnaire. Illustrated and designed Futurist books. Designed for Sergei Diaghilev's Ballet Russes. Left Russia for Switzerland and then Italy to work for Diaghilev (1915). Settled in Paris (1919).