Одна из немногих среди мастеров русского авангарда, Наталия Гончарова в своем зрелом творчестве отдала дань религиозной тематике. „Я утверждаю, – писала она в 1912 году, – что религиозное искусство и искусство, прославляющее государство, было всегда самым величественным, самым совершенным искусством, и это в большой степени потому, что такое искусство прежде всего не теоретично, а традиционно“.
В четырехчастном панно „Евангелисты“, которое уже современниками признавалось одним из наиболее значительных ее произведений, ощутимо тяготение художницы к высоким традициям древнерусской монументальной живописи, а также готической скульптуры с ее выразительным ритмом чередующихся поз и жестов. Напрашивается и аналогия с „Апостолами“ Альбрехта Дюрера. Вместе с тем „Евангелисты“ принадлежат прежде всего кисти живописца нового времени, наделенного особым чувством экспрессии и декоративности. Выставочная история „Евангелистов“ драматична: они дважды конфисковывались цензурой, усмотревшей в них „кощунство и антирелигиозность“. Елена Баснер // Иисус Христос. СПб, 2000. С. 383.
Чаще других мастеров отечественного авангарда Наталия Гончарова работала над религиозными темами. Глубоко набожная, она черпала вдохновение в Священном Писании, в древних иконах и в церковных лубках. Особенно ее влекли старообрядческие лубки с приверженностью их авторов к мрачным мотивам Апокалипсиса. В суровых формах этих произведений художница ощущала волнующую связь с „первоосновой" — с архаическими раннехристианскими иконами и фресками. Печать этих влияний, творчески воспринятых Гончаровой, несет четырехчастное панно (тетраптих) „Евангелисты", которое уже современниками художницы признавалось одной из самых значительных работ художницы. Тяготение Гончаровой к экспрессии и монументальности, характеризующее все этапы ее творчества, обрело в нем свое наиболее очевидное воплощение. Громадные фигуры, высвечивающиеся на темном фоне и словно скованные рамками холста, насыщены необычайной внутренней силой. Парадоксально, но в 1914 году в Петрограде композиции были сняты с выставки как антирелигиозные.
Живописец, график, художник театра, иллюстратор книг.
Родилась в деревне Нагаево (Тульская губерния). Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1909) на скульптурном отделении у П. П. Трубецкого. Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К. А. Коровина, пользовалась советами М. Ф. Ларионова. Писала импрессионистические пейзажи (1901–1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911), восприняв традиции иконы, лубка и вывески. В этот период ее живописи преобладала крестьянская и религиозная тематика. С 1911 работала в духе футуризма. Вместе с Ларионовым разработала теорию одного из направлений абстрактной живописи – лучизма. Иллюстрировала книги футуристов В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Игра в аду», «Мирсконца», А. Е. Крученых «Пустынники» и «Пустынницы» (1912), С. П. Боброва «Ветроградари над лозами» (1913). Издала серию литографий «Мистические образы войны» (1914). Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). В 1914 по приглашению С. П. Дягилева в Париже участвует в оформлении оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова. С 1915 живет в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С. П. Дягилева» (1914–1929). Выполнила эскизы декораций и костюмов к балетам «Литургия» (на музыку православных песнопений), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1915), «Испанская рапсодия» М. Равеля (1916). Создала серию картин «Испанки», «Космос», иллюстрировала книги «Слово о полку Игореве» (1923), «Сказки» Н. В. Кодрянской (1950).
Natalia Goncharova frequently appealed to the religious theme. She got her inspiration from the Holy Scriptures, old icons and Old Believers woodcuts representing the dark theme of the Apocalypse. In these paintings, she felt a bond with the Epichristian frescoes. In order to express this archaic influence, Goncharova painted this polyptich called “The Evangelists”, which is one of her most remarkable works. In this painting, her attraction for monumental expression is evident. The enormous figures set against a black background are full of an extraordinary inner strength.
Painter, graphic artist, theatrical designer. Studied sculpture at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1901-1909) and painting independently, enjoying the advice of Mikhail Larionov and attending Konstantin Korovin's studio. With Larionov organized the exhibitions of the Jack of Diamonds (1910), Donkey's Tail (1912), Target (1913) and No. 4. Futurists, Rayonists, Primitive (1914). Contributed to the exhibitions of the Golden Fleece (1908-1910), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), Der Blaue Reiter (1912) and Erste Deutsche Herbstsalon (1913). Solo exhibition with Larionov at the Galerie Paul Guillaume in Paris (1914), introductory article to catalogue written by Guillaume Apollnaire. Illustrated and designed Futurist books. Designed for Sergei Diaghilev's Ballet Russes. Left Russia for Switzerland and then Italy to work for Diaghilev (1915). Settled in Paris (1919).