Самохвалов А. Н.

Военизированный комсомол


1932-1933

Темпера, холст, масло. 198,5 x 278


Советские художники не стремились вызвать ощущение страха, угрозы, слепой физической силы, подавляющей человека. Идея покорения пространства и времени, ключевая и для других жанров и видов советского искусства, в 1920–1930-е годы становится важнейшей для работ о спорте. Впрочем, не следует забывать, что в это время ведущей становится идейно-воспитательная составляющая спорта, связанная с задачей подготовки физически развитого человека, который «готов к труду и обороне» (легендарный значок ГТО появляется в 1930 году, когда тема спорта окончательно утверждается в качестве важного раздела советского искусства). Становится центральной идея борьбы за честь клуба, тождественная идее готовности любой ценой защищать неприкосновенность государственной границы, ярко выразившаяся в строках знаменитой песни из появившегося на экранах в 1936 году кинофильма режиссера Сергея Тимошенко «Вратарь республики»: «Эй, вратарь, готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот, ты представь, что за тобою полоса приграничная идет». Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 13-14.

Спорт как неотъемлемая часть подготовки человека к любым трудностям становится лейтмотивом таких работ, как «Военизированный комсомол» Александра Самохвалова и «Легкоатлетическое соревнование» Алексея Почтенного (Ж-9811), проявляясь в открытой форме в плакатах «Выше знамя красного спортинтерна. Крепите фронт пролетарских спортсменов против войны и фашизма!» (Гр.Пл.-321) Петра Караченцова и «Работать, строить и не ныть…» (Гр.Пл.-2336) Дейнеки (где есть такие слова: «Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником — обязан»). Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 14-15.

Конечно, в 1930-е годы общественная значимость спорта использовалась в идеологических целях, порою директивно-догматически. Тем не менее картины Пименова, Дейнеки, Самохвалова, воспевая красоту, силу и молодость и выполняя определенную идеологическую миссию, живописно-пластически решены совершенно. Произведения лучших мастеров этого периода, посвященные физкультуре и спорту, значительно расширяют рамки социального заказа и решают не только идеологические задачи, но и извечную для искусства проблему поиска гармонического идеала. Этот идеал создавал своего рода «вторую реальность» — особенно это относится к работам монументального плана. Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 16.

Во второй половине 1920-х годов страна Советов превратилась в лабораторию, в которой начался эксперимент по созданию нового пролетарского искусства – социалистического реализма.

В своей крупноформатной картине Самохвалов изображает членов коммунистической молодежной организации, демонстрирующих целеустремленность коллектива в подготовке к обороне страны. Несмотря на милитаристский характер занятий, кажется, что речь идет, скорее, о спортивном мероприятии для укрепления коллективной воли и тренировки индивидуальных способностей.

Из книги воспоминаний художника «Мой творческий путь»: «Картина была связана с пятнадцатилетием Красной Армии. Однажды, катаясь на лодке с друзьями, Н. З. Стругацким и Л. А. Мессом, я увидел небольшой участок поля, занятый молодежным стрельбищем. Девушки с винтовками лежа стреляли по цели, где-то тут же учились строю комсомольцы. Возле зенитки стояла группа молодежи, изучая механизм этого орудия обороны. С отдельными группами девушек работали инструкторы. Я написал эскиз будущей картины… Композиция картины очень ясная. Море и громадный участок свежевспаханного поля. На зеленом лугу переднего плана группа девушек, лежа, вырабатывает в себе снайперские навыки. Яркие, цветные одежды молодежи обогащают колорит картины. Горизонтали пересекаются стоящими двумя фигурами в левой части и большой группой в правой. Часть этой группы направлена влево и за ней, прямо на зрителя идет строй вооруженных комсомольцев, а на переднем плане девушка в военном костюме с противогазом замыкает композицию. К композиции сохранились два этюда. Один из них - "Девушка на военной учёбе", другой - "Комсомолец с винтовкой"».

Члены коммунистического союза молодежи, запечатленные на монументальном полотне Александра Самохвалова, представляли собой свежую силу партии. Идеалы нового мира были близки этим молодым строителям коммунизма. Дружно, плечом к плечу, единым строем стоят в строю молодые комсомольцы. Коллективизм, пропагандируемый государством, охватывал как идеологические взгляды, в которых не допускался индивидуализм и отклонение от единого курса, так и продиктованные идеологией поведенческие принципы. Самохвалов сумел ухватить этот общий дух коллективизма, создав обобщенный образ современника, формировавшегося в условиях «труда и подвига».



Самохвалов Александр Николаевич
1894, Бежецк Тверской губернии – 1971, Ленинград

Живописец, график, скульптор, художник театра.

Учился на архитектурном факультете АХ (1914–1917), на живописном факультете ПГСХУМ–АХ–ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1918–1923) в мастерской К. С. Петрова-Водкина. Участник выставок с 1917. Член и экспонент объединений: «Мир искусства» (с 1917), «Община художников» (с 1922), «Объединение новых течений в искусстве» (с 1922), «Жар-цвет» (с 1924), «Круг художников» (1926–1930), «Октябрь» (1930–1931). Занимался книжной графикой, сотрудничал с издательствами «Радуга», Детгиз. С середины 1930-х работал как сценограф. Выполнил оформление спектаклей «Бесприданница» А. Н. Островского в ГБДТ (Ленинград, 1935), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Стакан воды» Э. Скриба в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина (Ленинград, оба — 1943) и другие. В 1930-х сотрудничал с ГФЗ им. М. В. Ломоносова, создавал модели скульптуры и эскизы росписи фарфора. Преподавал в ЛВХПУ (1948–1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967).

Samokhvalov A.N.

Militarised Komsomol


1931-1933

Canvas on tempera. 198,5 х 276


In this large painting, Samokhvalov depicted the members of a youth communist organisation, who displayed their determination as a group as they were training in order to defend their country. Samokhvalov painted the picture to celebrate the 15th anniversary of the Red Army. The painter was impressed by what he saw at the shooting range: “there was a group of girls, lying down and improving their sniper skills. The bright and colourful clothes of these young people enhance the painting’s colours. The formation of the Komsomol members comes right at the spectator as the girl with a gas mask brings up the rear. There are studies for this painting: “Komsomol Youth” and “Girl at the Military School”.



Samokhvalov Alexander Nikolaevich
1894, Bezhetsk (Tver Province) - 1971, Leningrad

Painter, graphic artist, theatrical designer, applied artist, sculptor.

Studied architecture at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1914-18) and at the Free Art Studios/Higher Art and Tech¬nical Studios in Petrograd (1920-23). Contributed to exhibitions (from 1917). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library