Петров-Водкин К. С.

Берег


1908

Холст, масло. 128 х 159

Пост. в 1934 от Э.Л.Базилевич


Итогом его интенсивной работы во Франции было участие в парижском Салоне 1907–1908 годов. Вскоре, в 1908 году, Петров-Водкин возвращается на родину. Художник поселяется в Петербурге, считая его творческую атмосферу наиболее комфортной для собственных устремлений. Он привозит с собой жену-француженку и 200 работ, среди которых были несомненные удачи («Берег», 1908; «Кафе», 1907(8?); «Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной», 1907, и африканский цикл, 1907). Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 8.

Создатель оригинальной философско-живописной системы, Кузьма Петров-Водкин еще будучи студентом Московского училища живописи увлекся символистскими поисками, под влиянием Мориса Метерлинка писал символистскую прозу и пьесы. В 1905—1908 в Париже он пережил увлечение живописью Пьера Пюви де Шаванна, Фердинанда Ходлера, изучал искусство Проторенессанса.

Полотно «Берег» появилось в те дни. Это наиболее значительная из картин, написанных Петровым-Водкиным после путешествия в Африку. В ней нашли отражение и активная работа над рисунком с натуры в многочисленных парижских студиях, и искреннее восхищение Пюви де Шаванном, которым художник, по его словам, «трусливо, словно из-под полы любовался» «в обход Лувра и новейших течений». Фресковый колорит, стремление к бессюжетности и одновременно к многозначности образа, статичность поз – все эти черты, присущие искусству Пюви де Шаванна, без труда прочитываются в картине. 

Полная гармонии и покоя сцена в прибрежном пространстве с множеством женских фигур — нагих и в античных драпировках, не связанных сюжетом, но ритмически объединенных друг с другом и с природными формами, магическое, завораживающее мерцание камней у их ног вызывают ощущение таинственного, грустно-просветленного ритуала, священнодействия. Оно создается строгим построением композиции, пластичным рисунком, монументальным обобщением формы. Торжественность и вневременность изображенного в картине, похожей на грезу-видение, воспринимается как тихий, романтический бунт автора против окружающей мещанской обыденности. 

Выставив картину на Парижском «Осеннем салоне» 1908 года и получив доброжелательные отзывы, Петров-Водкин, упаковав 200 этюдов, тысячи рисунков и десяток картин, возвращается в Россию.



Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Живописец, график, теоретик искусства, писатель.

Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.

 

Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).

Petrov-Vodkin K.S.

Shore


1908

Oil on canvas.


Итогом его интенсивной работы во Франции было участие в парижском Салоне 1907–1908 годов. Вскоре, в 1908 году, Петров-Водкин возвращается на родину. Художник поселяется в Петербурге, считая его творческую атмосферу наиболее комфортной для собственных устремлений. Он привозит с собой жену-француженку и 200 работ, среди которых были несомненные удачи («Берег», 1908; «Кафе», 1907(8?); «Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной», 1907, и африканский цикл, 1907). Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 8.

Создатель оригинальной философско-живописной системы, Кузьма Петров-Водкин еще будучи студентом Московского училища живописи увлекся символистскими поисками, под влиянием Мориса Метерлинка писал символистскую прозу и пьесы. В 1905—1908 в Париже он пережил увлечение живописью Пьера Пюви де Шаванна, Фердинанда Ходлера, изучал искусство Проторенессанса.

Полотно «Берег» появилось в те дни. Это наиболее значительная из картин, написанных Петровым-Водкиным после путешествия в Африку. В ней нашли отражение и активная работа над рисунком с натуры в многочисленных парижских студиях, и искреннее восхищение Пюви де Шаванном, которым художник, по его словам, «трусливо, словно из-под полы любовался» «в обход Лувра и новейших течений». Фресковый колорит, стремление к бессюжетности и одновременно к многозначности образа, статичность поз – все эти черты, присущие искусству Пюви де Шаванна, без труда прочитываются в картине. 

Полная гармонии и покоя сцена в прибрежном пространстве с множеством женских фигур — нагих и в античных драпировках, не связанных сюжетом, но ритмически объединенных друг с другом и с природными формами, магическое, завораживающее мерцание камней у их ног вызывают ощущение таинственного, грустно-просветленного ритуала, священнодействия. Оно создается строгим построением композиции, пластичным рисунком, монументальным обобщением формы. Торжественность и вневременность изображенного в картине, похожей на грезу-видение, воспринимается как тихий, романтический бунт автора против окружающей мещанской обыденности. 

Выставив картину на Парижском «Осеннем салоне» 1908 года и получив доброжелательные отзывы, Петров-Водкин, упаковав 200 этюдов, тысячи рисунков и десяток картин, возвращается в Россию.



Petrov-Vodkin Kuzma Sergeyevich
1878, Khvalynsk (Saratov Province) - 1939, Leningrad

Painter, graphic artist, writer on art, history painter, portraitist. Studied at the Baron Stieglitz Central School of Technical Drawing (1895-97), under Abram Arkhipov and Valentin Serov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1904), at Anton Aube''s school in Munich (1901) and private academies in Paris. Contributed to exhibitions (from 1898). Contributed to the Salon d''Automne (1906-07, 1908), Sergei Makovsky Salon (1909), Union of Russian Artists (1909, 1910), Golden Fleece (1909), Union of Youth (1910), World of Art (191124), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), First Free Exhibition of Works of Art (1919), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1928), Four Arts (1925-29), World Exhibition in Brussels (1910) and the International Exhibitions in Rome (1911), Malmo (1914) and Venice (1924, 1928). Taught at the Elizaveta Zvantseva School of Painting and Drawing in St Petersburg (1910-15) and the Free Art Studios/Academy of Arts (1918-38). Honoured Artist of Russia (1930).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library