«Фантазия» непременно заставит вспомнить «Купание красного коня». Был и еще один всадник на вздыбленном красном коне («Гений времени», 1923, Частное собрание) в эскизах для календаря. Сохраняя отзвук прежнего смысла, в «Фантазии» красный конь вписывается в новый сюжет. Конь мчится над просторами России, и бег его неукротим — всадник же с опаской оглядывается назад. В чем смысл «Фантазии» — остается лишь догадываться. Кто знает, возможно, есенинская «Коммуной вздыбленная Русь» подсказала Петрову-Водкину замысел его произведения. «Фантазия» написана вскоре после возвращения Петрова-Водкина из творческой командировки во Францию, где он не пожелал остаться, как, видимо, некоторые предполагали. Свою квартиру в Ленинграде Петров-Водкин находит занятой, а свое положение педагога Академии художеств — весьма пошатнувшимся. Пожалуй, можно сказать, что 1925 год стал для художника точкой отсчета «нового времени»: ему все чаще приходилось защищать свои творческие позиции от нападок как «правых», так и «левых» художников, отстаивать право быть самим собой. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 13.
Если в знаменитой картине 1912 года «Купание красного коня» слышалась тема пророческого предчувствия будущих грозных событий, то в картине «Фантазия», созданной в послереволюционное десятилетие, звучит бесстрашный призыв в будущее Велимира Хлебникова:
Кто со мною — в полет?
А со мной — мои други!
Стремительно взлетает в небо огненный чудо-конь. Под его копытами простирается бескрайняя земля – холмы, леса, деревенские избы. Конь несет теперь на себе не хрупкого отрока, чья обнаженная плоть напоминала о евхаристической жертве, а всадника, способного подчинить своей воле могучую стихию. В этом неукротимом полете заложен пафос бесконечного движения вперед, устремления всего человечества не просто в будущее, а к улучшению или даже переделке мира через «труд и доблесть своих героев».
Но от чего столь тревожным кажется взгляд всадника и почему он устремлен не в светлую даль, а словно погружен в память о прошлом? Не обернется ли этот фантастический полет икаровым падением?
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).
Kuzma Petrov-Vodkin created his own original theory of painting, developing a system of spherical perspective from divergences from geometrically regular forms. Many of his works combine a planetary outlook with a large-scale form free of minor details. The poetic metaphor is particularly strident in Fantasy. The figurative structure of this work is perceived as a passionate summons to awaken and fly across the wide-open spaces.
Painter, graphic artist, writer on art, history painter, portraitist. Studied at the Baron Stieglitz Central School of Technical Drawing (1895-97), under Abram Arkhipov and Valentin Serov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1904), at Anton Aube''s school in Munich (1901) and private academies in Paris. Contributed to exhibitions (from 1898). Contributed to the Salon d''Automne (1906-07, 1908), Sergei Makovsky Salon (1909), Union of Russian Artists (1909, 1910), Golden Fleece (1909), Union of Youth (1910), World of Art (191124), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), First Free Exhibition of Works of Art (1919), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1928), Four Arts (1925-29), World Exhibition in Brussels (1910) and the International Exhibitions in Rome (1911), Malmo (1914) and Venice (1924, 1928). Taught at the Elizaveta Zvantseva School of Painting and Drawing in St Petersburg (1910-15) and the Free Art Studios/Academy of Arts (1918-38). Honoured Artist of Russia (1930).