Герасимов А. М.

Гимн Октябрю


1942

Холст, масло. 406 х 710

Пост. в 1947 через МК СССР


Изображено торжественное заседание московских депутатов трудящихся с представителями партийных и общественных организаций Москвы 6 ноября 1942. Среди изображенных: А. А. Андреев, А. И. Антонов, Л. П. Берия, С. М. Буденный, В. Л. Василевская, А. М. Василевский, Н. А. Вознесенский, Н. Н. Воронов, К. Е. Ворошилов, автор, И. Э. Грабарь, Джамбул Джабаев, А. А. Жданов, Л. М. Каганович, М. И. Калинин, A. Е. Корнейчук, А. Н. Косыгин, Н. Г. Кузнецов, Г. М. Маленков, К. А. Мерецков, А. И. Микоян, С. М. Михоэлс (Вовси), В. М. Молотов (Скрябин), И. М. Москвин, B. И. Немирович-Данченко, И. Д. Папанин, И. В. Сталин (Джугашвили), А. К. Тарасова, И. Ф. Тевосян. С. К. Тимошенко, А. Н. Толстой, Д. Ф. Устинов, Н. С. Хрущев, К. И. Чуковский, Б. М. Шапошников, Н. М. Шверник, М. Ф. Шкирятов, Д. Д. Шостакович, А. С. Щербаков, А. А. Яблочкина, Е. М. Ярославский.

Герасимов — один из самых известных выразителей официального советского искусства, непревзойденный мастер помпезных композиций, отражающих культ вождя. И в этом смысле „Гимн Октябрю" — выдающееся в своем роде произведение. Вымысел и действительность, их взаимопроникновение, составляли суть реализма эпохи. Выразить миф в реалистическом образе значило отразить в искусстве истинную правду жизни. Оптимизм такого рода не был связан с реалиями будней, он существовал как принцип, как установка. На картине изображено торжественное заседание московских депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями Москвы, проходившее 6 ноября 1942 года в Большом театре и посвященное 25 годовщине Октябрьской революции.

В картине нарисовано более 200 человек, и помимо точного соответствия партийных и общественных деятелей в президиуме, в ложах художник изобразил известных ученых, писателей, артистов, композиторов, художников, среди которых показал и себя. Картина была написана за шесть месяцев. Состояние праздничной атмосферы, торжественный пафос в этом полотне ничем не напоминают о трагедиях войны за пределами картинного мира. Подобное содержание требовало соответствующей экспрессии, сложной композиции, особой режиссуры света, способных подчеркнуть миссию вождя, его волевую энергию, подчиняющую себе внимающих с благоговением людей. Цвет и свет играют самостоятельную содержательную роль в картине и создают свою пластическую драматургию. Начинаясь в декоративных элементах убранства театрального зала, играя всеми оттенками малиново-пурпурного бархата и золотой резьбы, переходя в украшения революционных и государственных атрибутов, цвет становится образно-метафорическим средством выражения идеи. Центр композиции образован вертикалью с бюстом В. И. Ленина, медальоном с профильным силуэтом И. В. Сталина, знаменательными цифрами „XXV" и гербом государства. Однако идеологической кульминацией и пластическим ядром становится фигура вождя на трибуне, сияющая в золотых лучах нисходящего сверху света. Так идеология и ее пластическое выражение неразрывным образом сложились в „большой стиль" эпохи, отмеченный Сталинской премией I степени 1943 года.  // Алиса Любимова. Большая картина. СПб., 2006.  С. 220-221.

Среди них (в президиуме): С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, М. И. Калинин, А. Н. Косыгин, Н. Г. Кузнецов, И. Д. Папанин, И. В. Сталин, Н. С. Хрущев. Написанное в годы Второй Мировой войны, это полотно приобрело особое значение. Торжествующие красные тона помогли внушить уверенность в том, что страна выйдет из войны победителем.

В ложе справа от сцены сидят представители Московского Художественного театра — основатель и директор театра В.И.Немирович-Данченко, слева от него в чёрном фраке — актер и режиссер МХАТа И. М. Москвин, а левее всех, опершись на руку, — О. Л. Книппер-Чехова, актриса и жена А. П. Чехова. Стоит — композитор Д. Д. Шостакович.

В соседней ложе — художник И. Э. Грабарь, писатели А. Н. Толстой и К. И. Чуковский, актриса А. К. Тарасова.

В ложе выше, в черном костюме с бабочкой — автор картины А. М. Герасимов, актриса А. А. Яблочкина (?).

Герасимов Александр Михайлович
1881, Козлов Тамбовской губ. (с 1932 - Мичуринск) – 1963, Москва

Живописец, художник театра.

Учился в МУЖВЗ (1903–1915) у А. Е. Архипова и К. А. Коровина. Член АХРР (1925). Участник выставок с 1907: Товарищества независимых (1909–1911), "Свободное творчество“ (1911–1918), ТПХВ (1913–1915), АХРР (1925–1932), Всемирных в Нью-Йорке (1937), Брюсселе (1958 – золотая медаль) и других. Президент АХ СССР (1947–1957). Народный художник СССР, действительный член АХ СССР. От своих учителей, ведущих импрессионистов московской школы, он унаследовал любовь к широкой и темпераментной манере письма, к богатству золотистых охр, что соответствовало его импульсивной натуре.

Gerasimov A. M.

Hymn To October


1942

Oil on canvas.


Hymn to October depicts the ceremonial sitting of the Moscow deputies of workers with representatives from Party and public organizations in Moscow on 6 November 1942. Among the representatives of the cultural intelligentsia are Igor Grabar (1871–1960), Alexander Gerasimov (1881–1963), Solomon Mikhoels (Vovsy) (1890–1948), Vladimir Nemirovich-Danchenko (1858–1943), Alla Tarasova (1898–1973), Alexei Tolstoy (1882/1883–1945), Kornei Chukovsky (1882–1969) and Dmitry Shostakovich (1906–1975). Painted during the Second World War, this canvas acquired a particular significance. The triumphant red tones helped to inspire confidence that the country would emerge from the war victorious.

Gerasimov Alexander Mikhailovich
1881, Kozlov — 1963, Moscow

Painter, graphic artist, theatrical designer, architect. Studied painting (1903-10) and architecture (1910-15) at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture and worked at Konstantin Korovin''s studio. Contributed to exhibitions (from 1906). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library