Филонов П. Н.

Формула петроградского пролетариата


1920–1921

Холст, масло. 154 x 117

Пост.: 1978, дар Е. Н. Глебовой, сестры художника (Ленинград)


Филонов часто разрабатывал беспредметные композиции. Он называл их «формулами» и стремился вложить в них емкую и необычайно эмоциональную информацию. Таковы его картины – «Формула весны», «Формула вселенной», «Формула космоса», а также «Формула революции», «Формула расцвета. Последняя стадия коммунизма» и «Формула петроградского пролетариата», написанная в тяжелый период Гражданской войны. Эти произведения построены на напряженных ритмах, кристаллизации отдельных форм, особой кладке красок, вплавляющихся одна в другую. Такие приемы создают ощущение неудержимости движения, бурности роста, рождения новых структур.

На всем искусстве Филонова лежит отпечаток масштабов эпохи, революционной ломки старого, участником которой был и сам художник. Время воплотилось в сложной символике его произведений, в драматической интонации созданных воображением Филонова образов. Вихревой поток линий и цветовых пятен "Формулы петроградского пролетариата", в котором выделены лишь отдельные фрагменты реальности, ассоциируется с устремленным в будущее ветром революции, сметающим старое, ломающим привычные устои жизни. Однако картина крушения сопровождается созиданием новых, пока еще не ясных окончательно форм реальности. Фигуры людей, животных, окружающие предметы растворяются в общем движении пульсирующей материи. Основной эмоциональный акцент в картине создают дробящиеся, повторяющиеся изображения человеческих лиц, в которых запечатлелись разные оттенки настроений и состояний – они призваны служить вехами в развитии основной идеи, воплощенной в картине. Рисунок кисти Филонова подобен коду, фиксирующему нескончаемый поток мыслей.

Впервые картина "Формула петроградского пролетариата" была показана на пятой выставке "Общины художников" в Петрограде в 1922. По поводу участия Филонова в этой выставке газета "Петроградская правда" писала: "Филонов – талант многосторонний и кипучий [. . .], не художник маленьких эпизодов, а космических событий".

Филонов Павел Николаевич
1883, Москва – 1941, Ленинград

Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог. 

Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.

Filonov P.N.

Formula of the Petrograd Proletariat


1920-1921

Oil on canvas. 154 x 117


Филонов часто разрабатывал беспредметные композиции. Он называл их «формулами» и стремился вложить в них емкую и необычайно эмоциональную информацию. Таковы его картины – «Формула весны», «Формула вселенной», «Формула космоса», а также «Формула революции», «Формула расцвета. Последняя стадия коммунизма» и «Формула петроградского пролетариата», написанная в тяжелый период Гражданской войны. Эти произведения построены на напряженных ритмах, кристаллизации отдельных форм, особой кладке красок, вплавляющихся одна в другую. Такие приемы создают ощущение неудержимости движения, бурности роста, рождения новых структур.

На всем искусстве Филонова лежит отпечаток масштабов эпохи, революционной ломки старого, участником которой был и сам художник. Время воплотилось в сложной символике его произведений, в драматической интонации созданных воображением Филонова образов. Вихревой поток линий и цветовых пятен "Формулы петроградского пролетариата", в котором выделены лишь отдельные фрагменты реальности, ассоциируется с устремленным в будущее ветром революции, сметающим старое, ломающим привычные устои жизни. Однако картина крушения сопровождается созиданием новых, пока еще не ясных окончательно форм реальности. Фигуры людей, животных, окружающие предметы растворяются в общем движении пульсирующей материи. Основной эмоциональный акцент в картине создают дробящиеся, повторяющиеся изображения человеческих лиц, в которых запечатлелись разные оттенки настроений и состояний – они призваны служить вехами в развитии основной идеи, воплощенной в картине. Рисунок кисти Филонова подобен коду, фиксирующему нескончаемый поток мыслей.

Впервые картина "Формула петроградского пролетариата" была показана на пятой выставке "Общины художников" в Петрограде в 1922. По поводу участия Филонова в этой выставке газета "Петроградская правда" писала: "Филонов – талант многосторонний и кипучий [. . .], не художник маленьких эпизодов, а космических событий".

Filonov Pavel Nikolaevich
1882/83, Moscow - 1941, Leningrad

Painter, graphic artist, theatrical designer, poet. Studied at painting studios in St Petersburg (1897-1901), Lev Dmitriyev-Kavkazsky''s studio (1913-08), School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1893-1901) and under Vasily Savinsky and Jan Ciaglinskj at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1908-10). Contributed to exhibitions (from 1910). Founding member of the Union of Youth (1910). Founded the Made Pictures studio of painters and draughtsmen and published its manifesto (1914; second version published in 1923). Helped to design the sets and costumes for a production of Vladimir Mayakovsky: A Tragedy (1913). Wrote the poem Chant of Universal Flowering (1914-15). Headed the Department of General Ideology at the Museum of Artistic Culture (1923). Helped to write the statute of the Institute of Artistic Culture. Formed the Masters of Analytical Art (1923). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library