Филонов П. Н.

Коровницы


1914

Холст, масло. 777 х 152,5

Пост. из Музея художественной культуры в 1926 году


Уже в годы учебы в Академии художеств в Петербурге, где Филонов пробыл недолго, он ищет непроторенные пути в искусстве. А вскоре становится основоположником так называемого аналитического метода.

Филонов решительно выступил в противовес всему современному ему искусству – как реалистическому, так и авангардистскому в его самых крайних проявлениях. Он считал, что все художники (Репин, Пикассо и другие) упрощенно подходят к природе, фиксируя только два ее качества – цвет и форму. Сам он в каждом натурном мотиве стремился познать «целый мир видимых и невидимых явлений», органический рост форм, неиссякаемую животворящую силу. И все это пробовал запечатлеть в искусстве. Так, давая объяснение своим произведениям, он писал: «Мастера аналитического искусства в своих работах действуют содержанием, еще не вводившимся в оборот в области мирового искусства, например: биологические, физиологические, химические и т. д. явления и процессы органического и неорганического мира, их возникновение, претворение, преобразование, связь, взаимозависимость, реакции и излучение, распадение, динамика и биодинамика, атомистическая и внутриатомная связь, звук, речь, рост и т. д...».

Мастера аналитического искусства в своих работах выступали, как отмечал Филонов, с позиций исследователей. Они становились также, по утверждению художника, изобретателями особых пластических форм для передачи сложнейших мотивов. Филонов часто разрабатывал беспредметные композиции. Он называл их «формулами» и стремился вложить в них емкую и необычайно эмоциональную информацию. Таковы его картины – «Формула весны», «Формула вселенной», «Формула космоса», а также «Формула революции», «Формула расцвета. Последняя стадия коммунизма» и многие другие. Эти произведения построены на напряженных ритмах, кристаллизации отдельных форм, особой кладке красок, вплавляющихся одна в другую. Такие приемы создают ощущение неудержимости движения, бурности роста, рождения новых структур. Особая сфера деятельности Филонова – тематическая картина, также подчиненная принципам аналитического искусства.

Одна из ведущих тем в его творчестве – современный город, калечащий человека духовно и физически. Другая, не менее емкая тема — крестьянская жизнь. Она звучит в искусстве Филонова как антитеза городской теме. В серии картин художник воплощает свои мысли о здоровых, естественных основах бытия всего сущего на земле, о непреходящих духовных ценностях, сложившихся в истории человечества на протяжении многих веков. «Коровницы» – одна из характерных работ художника. Для Филонова, как он сам отмечал, всегда была важна не только «видовая», но и «внутренняя» значимость картины. И в его произведении сцена из повседневной жизни крестьян – дойка коров – наполняется необычным содержанием. Большое внимание художник уделяет анализу психологического настроя представленных им людей, а также животных и птиц. При этом он выявляет общий коэффициент, который объединяет их всех. Есть нечто родственное, глубоко осмысленное во взглядах изображенных. Великолепно передано также то особое состояние, когда люди и домашние животные прислушиваются к малейшему шороху и звукам. Царящую вокруг тишину нарушает привычный для всех крик петуха.

Филонов неоднократно писал о том, что, обращаясь к живой модели, он всегда был увлечен передачей ее физиологического состояния в тот или иной момент. Так, например, изображая голову человека и стремясь раскрыть процесс его мышления, он передавал напряжение кровеносных сосудов, нервных волокон, тканевые обменные процессы и многое другое. Примерно такой же подход к модели, к ее внутреннему «механизму» есть и в картине «Коровницы». Особенно ярко это выражено в трактовке животного, стоящего слева. Его тело в ожидании дойки внутренне напряглось, уподобившись своеобразной жесткой конструкции. Чертами «механистичности» наделены и другие модели.

Изображенная художником сцена из сельской жизни композиционно доминирует в картине. Рассказ об этой жизни дополняют обильные плоды, голуби, собака, а также многочисленные добротные дома. Они даны в значительно уменьшенном масштабе, как это обычно встречается в древнерусских иконах и народных лубках. Картина «Коровницы» полна глубокого смысла. Она по существу также становится своеобразной «формулой», но решенной не абстрактно, а фигуративно.



Филонов Павел Николаевич
1883, Москва – 1941, Ленинград

Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог. 

Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н. Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.

Filonov P.N.

Dairy Maids


1914

Canvas, oil. 777 х 152,5


Уже в годы учебы в Академии художеств в Петербурге, где Филонов пробыл недолго, он ищет непроторенные пути в искусстве. А вскоре становится основоположником так называемого аналитического метода.

Филонов решительно выступил в противовес всему современному ему искусству – как реалистическому, так и авангардистскому в его самых крайних проявлениях. Он считал, что все художники (Репин, Пикассо и другие) упрощенно подходят к природе, фиксируя только два ее качества – цвет и форму. Сам он в каждом натурном мотиве стремился познать «целый мир видимых и невидимых явлений», органический рост форм, неиссякаемую животворящую силу. И все это пробовал запечатлеть в искусстве. Так, давая объяснение своим произведениям, он писал: «Мастера аналитического искусства в своих работах действуют содержанием, еще не вводившимся в оборот в области мирового искусства, например: биологические, физиологические, химические и т. д. явления и процессы органического и неорганического мира, их возникновение, претворение, преобразование, связь, взаимозависимость, реакции и излучение, распадение, динамика и биодинамика, атомистическая и внутриатомная связь, звук, речь, рост и т. д...».

Мастера аналитического искусства в своих работах выступали, как отмечал Филонов, с позиций исследователей. Они становились также, по утверждению художника, изобретателями особых пластических форм для передачи сложнейших мотивов. Филонов часто разрабатывал беспредметные композиции. Он называл их «формулами» и стремился вложить в них емкую и необычайно эмоциональную информацию. Таковы его картины – «Формула весны», «Формула вселенной», «Формула космоса», а также «Формула революции», «Формула расцвета. Последняя стадия коммунизма» и многие другие. Эти произведения построены на напряженных ритмах, кристаллизации отдельных форм, особой кладке красок, вплавляющихся одна в другую. Такие приемы создают ощущение неудержимости движения, бурности роста, рождения новых структур. Особая сфера деятельности Филонова – тематическая картина, также подчиненная принципам аналитического искусства.

Одна из ведущих тем в его творчестве – современный город, калечащий человека духовно и физически. Другая, не менее емкая тема — крестьянская жизнь. Она звучит в искусстве Филонова как антитеза городской теме. В серии картин художник воплощает свои мысли о здоровых, естественных основах бытия всего сущего на земле, о непреходящих духовных ценностях, сложившихся в истории человечества на протяжении многих веков. «Коровницы» – одна из характерных работ художника. Для Филонова, как он сам отмечал, всегда была важна не только «видовая», но и «внутренняя» значимость картины. И в его произведении сцена из повседневной жизни крестьян – дойка коров – наполняется необычным содержанием. Большое внимание художник уделяет анализу психологического настроя представленных им людей, а также животных и птиц. При этом он выявляет общий коэффициент, который объединяет их всех. Есть нечто родственное, глубоко осмысленное во взглядах изображенных. Великолепно передано также то особое состояние, когда люди и домашние животные прислушиваются к малейшему шороху и звукам. Царящую вокруг тишину нарушает привычный для всех крик петуха.

Филонов неоднократно писал о том, что, обращаясь к живой модели, он всегда был увлечен передачей ее физиологического состояния в тот или иной момент. Так, например, изображая голову человека и стремясь раскрыть процесс его мышления, он передавал напряжение кровеносных сосудов, нервных волокон, тканевые обменные процессы и многое другое. Примерно такой же подход к модели, к ее внутреннему «механизму» есть и в картине «Коровницы». Особенно ярко это выражено в трактовке животного, стоящего слева. Его тело в ожидании дойки внутренне напряглось, уподобившись своеобразной жесткой конструкции. Чертами «механистичности» наделены и другие модели.

Изображенная художником сцена из сельской жизни композиционно доминирует в картине. Рассказ об этой жизни дополняют обильные плоды, голуби, собака, а также многочисленные добротные дома. Они даны в значительно уменьшенном масштабе, как это обычно встречается в древнерусских иконах и народных лубках. Картина «Коровницы» полна глубокого смысла. Она по существу также становится своеобразной «формулой», но решенной не абстрактно, а фигуративно.



Filonov Pavel Nikolaevich
1882/83, Moscow - 1941, Leningrad

Painter, graphic artist, theatrical designer, poet. Studied at painting studios in St Petersburg (1897-1901), Lev Dmitriyev-Kavkazsky''s studio (1913-08), School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1893-1901) and under Vasily Savinsky and Jan Ciaglinskj at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1908-10). Contributed to exhibitions (from 1910). Founding member of the Union of Youth (1910). Founded the Made Pictures studio of painters and draughtsmen and published its manifesto (1914; second version published in 1923). Helped to design the sets and costumes for a production of Vladimir Mayakovsky: A Tragedy (1913). Wrote the poem Chant of Universal Flowering (1914-15). Headed the Department of General Ideology at the Museum of Artistic Culture (1923). Helped to write the statute of the Institute of Artistic Culture. Formed the Masters of Analytical Art (1923). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library