Ярко-желтые лошадки, разряженные девушки, всадник, лихо размахивающий платком, полотнища с вытканными животными, цветные фонарики и развевающийся оранжево-красный флаг, кружево обступивших деревьев – все мелькает, кружится, несется под куполом карусели в стремительном вихре. Кажется, слышится смех, говор, веселые прибаутки и звуки хриплой шарманки. Пестрые краски сливаются в живописную гармонию. Все изображенные словно вовлечены в веселое вращение карусели. Картина написана мелкими, дробными мазками, подобно выложенной из разноцветных камешков мозаике. Краски радужные, яркие, звонкие, как в народных росписях и вышивках. "Из хаоса буйных красочных мазков в произведении Сапунова рождается нечто целое и поразительно связное, – писал Всеволод Воинов, – он... организатор хаоса. Когда охватываешь его "Карусель" общим взглядом, то впитываешь ее сразу и поражаешься... удивительной силе этого произведения". Увеличенный вариант картины находится в ГТГ.
Родился в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896–1901) у И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1904–1910). Участник выставок: «Мира искусства» (1902, 1906, 1911–1913), «Голубая роза» (1907), «Союза русских художников» (1907). В 1910 написал для С. П. Дягилева декорации к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица» по эскизам А. Я. Головина. Представитель символизма, один из самых значительных живописцев круга «Голубой розы». Предпочитал обычно темперу. Помимо пейзажей, охотно писал натюрморты, как бы символизирующие – в мотивах цветов и старинного фарфора – Красоту как таковую («Голубые гортензии», 1907; «Фарфоровые фигурки и розы», 1912). С годами главное место в его живописи занял образ «мира-театра» («Маскарад», 1907; «Карусель», 1908). Плодотворно сотрудничал с театрами Москвы и Петербурга (В. Ф. Комиссаржевской, К. Н. Незлобина, «Студия на Поварской», «Дом интермедий»). Особое значение для Сапунова имел опыт участия в постановке «Балаганчика» А. А. Блока у Комиссаржевской (1906). Разработал особый тип «картины о спектакле» («Пляска смерти» на сюжет одноименной пьесы Ф. Ведекинда, 1907; «Мистическое собрание» на сюжет блоковского «Балаганчика», 1909).
Сведения о реставрации
Русакова Н. И. (1999)
Состояние сохранности до реставрации:
Картина, написанная в клеевой технике, находилась в очень плохом состоянии. Холст был сильно деформирован, красочный слой порошился, При создании картины художник наклеил состыкованный из двух частей холст на тонкое полотно, которое по периметру картины отклеивалось. В центре холста имелись многочисленные очаги раздублирования. При предыдущей реставрации были выполнены грубые подклейки, которые сильно деформировали основу и красочный слой. В результате связь красочного слоя с основой оказалась нарушенной. На участках с многослойной живописью появились шелушения и мелкосетчатый жесткий кракелюр с приподнятыми краями, грозящий осыпанием.
В процессе исследования картины и причин разрушения красочного слоя (грунт отсутствует, наблюдались многочисленные вздутия, отслоения, осыпи) выяснилась необходимость ее раздублирования.
Сложность работы заключалась в невозможности использования традиционных методик консервации и реставрации живописи из-за необычной техники письма. Автор использовал клеевые краски, на отдельных участках с добавлением лака.
Комплекс проведенных мероприятий:
После местного укрепления красочного слоя на аварийных участках и заклейки шва, было выполнено сложное раздублирование картины, в результате которого выяснилось, что первый авторский холст с тыльной стороны покрыт грунтом. Состав и сохранность основного холста и узкой полосе – разные. Толстый слой камеди, с помощью которой автор склеил два холста, а также загрязнения удалялись постепенно маленькими участками. После чего на обрабатываемом участке сразу же проводилось укрепление грунта, основы и красочного слоя. Окончательное удаление остатков камеди проводилось с помощью бормашины с различными насадками. В процессе работы постоянно проводился контроль за состоянием лицевой стороны. В заключение проведено дублирование с предварительным наклеиванием слоя японской бумаги на авторский холст. После чего картина была натянута на постоянный подрамник. После удаления стойких загрязнений, подведен реставрационный грунт, восстановлен лак на участках лаковой живописи и выполнено тонирование утрат с помощью акварельных красок.
Важным результатом работы явилась разработка методик укрепления и дублирования картин, выполненных в смешанной живописной технике без профилактических заклеек с лицевой стороны. В процессе работы отработаны щадящие технологии технической реставрации с помощью бормашины и ультразвуковых микроскальпелей. Красочному слою, грунту и основе была возвращена пластичность, в результате укрепления восстановлена связь между всеми элементами картины без изменения цвета и фактуры матовой, бархатистой живописи. Кроме того, эти методы впервые были отработаны на картине такого большого размера.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 159.
Ярко-желтые лошадки, разряженные девушки, всадник, лихо размахивающий платком, полотнища с вытканными животными, цветные фонарики и развевающийся оранжево-красный флаг, кружево обступивших деревьев – все мелькает, кружится, несется под куполом карусели в стремительном вихре. Кажется, слышится смех, говор, веселые прибаутки и звуки хриплой шарманки. Пестрые краски сливаются в живописную гармонию. Все изображенные словно вовлечены в веселое вращение карусели. Картина написана мелкими, дробными мазками, подобно выложенной из разноцветных камешков мозаике. Краски радужные, яркие, звонкие, как в народных росписях и вышивках. "Из хаоса буйных красочных мазков в произведении Сапунова рождается нечто целое и поразительно связное, – писал Всеволод Воинов, – он... организатор хаоса. Когда охватываешь его "Карусель" общим взглядом, то впитываешь ее сразу и поражаешься... удивительной силе этого произведения". Увеличенный вариант картины находится в ГТГ.
Родился в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896–1901) у И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1904–1910). Участник выставок: «Мира искусства» (1902, 1906, 1911–1913), «Голубая роза» (1907), «Союза русских художников» (1907). В 1910 написал для С. П. Дягилева декорации к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица» по эскизам А. Я. Головина. Представитель символизма, один из самых значительных живописцев круга «Голубой розы». Предпочитал обычно темперу. Помимо пейзажей, охотно писал натюрморты, как бы символизирующие – в мотивах цветов и старинного фарфора – Красоту как таковую («Голубые гортензии», 1907; «Фарфоровые фигурки и розы», 1912). С годами главное место в его живописи занял образ «мира-театра» («Маскарад», 1907; «Карусель», 1908). Плодотворно сотрудничал с театрами Москвы и Петербурга (В. Ф. Комиссаржевской, К. Н. Незлобина, «Студия на Поварской», «Дом интермедий»). Особое значение для Сапунова имел опыт участия в постановке «Балаганчика» А. А. Блока у Комиссаржевской (1906). Разработал особый тип «картины о спектакле» («Пляска смерти» на сюжет одноименной пьесы Ф. Ведекинда, 1907; «Мистическое собрание» на сюжет блоковского «Балаганчика», 1909).