Поездка на Соловецкие острова (на Белом море) и знакомство с монастырской жизнью сыграла важную роль в жизни и творчестве художника. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов художником написаны картины "Молчание", "Лисичка", "Тихая жизнь", "Обитель Соловецкая", "Мечтатели", "Соловки". Целью путешествия была работа над большим программным произведением "Святая Русь", вторым названием которого были начальные строки нагорной проповеди Христа "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою Вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко". Картина должна была стать итогом многолетней работы и религиозно-философских размышлений художника.
Действие происходит на фоне северного зимнего пейзажа. К Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, пришли богомольцы. На основе натурных этюдов на Соловках и в Хотькове художник сумел создать убедительные образы собравшихся. Здесь можно увидеть и людей особенно близких автору. Прототипами женских образов стали мать художника (в картине схимо-монахиня), его сестра (женщина в ковровом платке) и няня (женщина в платке в центре картины, с ее обликом мастер связывал свое представление о русской красавице).
Изображения Христа и святых кажутся сошедшими со стен храмов, росписям которых Нестеров по собственному его признанию отдал пятнадцать лет жизни. (Нестеров совместно с другими художниками работал во Владимирском соборе в Киеве, в храмах Марфо-Мариинской обители в Москве и в Абастумане на Кавказе). Эта работа сыграла важную роль в судьбе живописца. Во время первого показа еще не законченной работы пришедшая посмотреть ее Екатерина Петровна Васильева, спустя несколько месяцев стала женой М. Нестерова.
Живописец, график, монументалист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Родился в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Г. Перова (1876-1880, 1884-1886), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1881-1884). Пользовался также советами И. Н. Крамского. Входил в Абрамцевский кружок С. И. Мамонтова (с 1888). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества "Мир искусства" (1899-1901). Член-учредитель "Союза русских художников" (1903).
Посетил Италию, Австрию, Францию, Германию, Грецию, Турцию. В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 - по Волге и Каме. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894). Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Главное содержание творчества - религиозно-нравственные поиски, стремление показать русского человека в лучших проявлениях его духовных качеств.
Поездка на Соловецкие острова (на Белом море) и знакомство с монастырской жизнью сыграла важную роль в жизни и творчестве художника. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов художником написаны картины "Молчание", "Лисичка", "Тихая жизнь", "Обитель Соловецкая", "Мечтатели", "Соловки". Целью путешествия была работа над большим программным произведением "Святая Русь", вторым названием которого были начальные строки нагорной проповеди Христа "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою Вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо и бремя Мое легко". Картина должна была стать итогом многолетней работы и религиозно-философских размышлений художника.
Действие происходит на фоне северного зимнего пейзажа. К Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, пришли богомольцы. На основе натурных этюдов на Соловках и в Хотькове художник сумел создать убедительные образы собравшихся. Здесь можно увидеть и людей особенно близких автору. Прототипами женских образов стали мать художника (в картине схимо-монахиня), его сестра (женщина в ковровом платке) и няня (женщина в платке в центре картины, с ее обликом мастер связывал свое представление о русской красавице).
Изображения Христа и святых кажутся сошедшими со стен храмов, росписям которых Нестеров по собственному его признанию отдал пятнадцать лет жизни. (Нестеров совместно с другими художниками работал во Владимирском соборе в Киеве, в храмах Марфо-Мариинской обители в Москве и в Абастумане на Кавказе). Эта работа сыграла важную роль в судьбе живописца. Во время первого показа еще не законченной работы пришедшая посмотреть ее Екатерина Петровна Васильева, спустя несколько месяцев стала женой М. Нестерова.
Painter, portraitist, landscape artist, genre painter, author of memoirs and essays on artists. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1877-81, 1884-86) and the Imperial Academy of Arts (1881-84). Full member of the Imperial Academy of Arts (1910). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1896) and founding member of the Union of Russian Artists (1903). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1889-1901), World of Art (1899-1901), 36 Artists (1901-03), Union of Russian Artists (1922, 1923), All-Russian Exhibition in Nizhny Novgorod (1896), Exposition Universelle in Paris (1900), International Exhibitions in Munich (1898,1909) and Rome (1911), Die erste russische Kunstausstellung in Berlin (1922) and the Exhibition of Russian Art in New York (1924). Honoured Artist of the RUSSIAN SOVIET FEDERATED SOCIALIST REPUBLIC (1942).