«Автопортрет» 1915 года — одно из самых сильных произведений Нестерова предреволюционной поры и блестящий образец портретного искусства эпохи модерна. Об истории его создания почти ничего не известно. Самому художнику он, по-видимому, не нравился и почти сразу же был им продан, причем не в музей, а какому-то купцу из Астрахани, чтобы увез подальше. Этот факт заставляет задуматься, ибо относился к своим автопортретам Нестеров ответственно и бережно.
Прежде всего, «Автопортрет» поражает своей сдержанной экспрессией, едва скрывающей огромное внутреннее напряжение. При этом в работе абсолютно отсутствует высокая степень самооценки автопортретов конца 1920-х годов. Характеристика, которую здесь дает себе Нестеров, весьма беспристрастна. Лицо художника, лишенное какого-либо благообразия и обаяния, смотрит на зрителя недоверчивым, колючим, недобрым взглядом, как бы стремясь удержать его на дистанции. Это впечатление отстраненности и внутренней замкнутости подчеркивает официальная строгость гардероба — черное пальто, белая рубашка, темные галстук и шляпа. Не вносит теплоты в созданный образ и типичный «нестеровский» пейзаж, на фоне которого изобразил себя художник. Отливая холодноватыми осенними тонами, природа вносит еще бóльший диссонанс в общее настроение картины. Чувство неустойчивости, смятения, растерянности, даже отчаяния усилено также композиционными средствами. Нестеров намеренно дает фигуру фрагментарно, чтобы лишить полотно классической ясности: срезанный верх шляпы читается как подсознательное ощущение невозможности вместить, принять этот мир и самому вместиться в него. Художник как бы обнажает пропасть, которая окончательно разверзлась между ним и его героями, ищущими и находящими спасение в гармонии с природой. Он погрузился в эту обстановку, но ни спасения, ни гармонии не нашел. Очевидно, что мироощущение Нестерова в тот и последующие годы, омраченные мировой войной и предчувствием еще горших событий, было скорее трагично, чем благостно.
Павел Климов. Одинокий странник // Михаил Нестеров. СПб, 2012. С. 184-185.
Нестеров Михаил Васильевич (1862, Уфа – 1942, Москва) – живописец, график, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Родился в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Г. Перова (1876–1880, 1884–1886), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1881-1884). Пользовался также советами И. Н. Крамского. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества "Мир искусства" (1899–1901). Член-учредитель "Союза русских художников" (1903).
Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве, Марфо-Мариинской обители в Москве, картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге.
Творчество Михаила Нестерова открыло зрителю удивительный, поэтичный мир православных монастырей и старообрядческих скитов, очарование среднерусской природы, одухотворенную красоту национального характера. Главное содержание творчества – религиозно-нравственные поиски, стремление показать русского человека в лучших проявлениях его духовных качеств.
Открывающийся вид далей с плавными изгибами реки, зеленеющими берегами и полоской леса на горизонте – спокоен и умиротворен. Резкий контраст пейзажу составляет массивная и монументальная фигура художника, смещенная к левой кромке. Нестеров создал образ человека большой силы духа, находящегося в глубоком напряженном раздумье. Трогательный желтый цветок возле фигуры, написанный несколькими легкими мазками, лишь подчеркивает отрешенное одиночество изображенного. (Г. К.). Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 128.
Живописец, график, монументалист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Родился в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Г. Перова (1876-1880, 1884-1886), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1881-1884). Пользовался также советами И. Н. Крамского. Входил в Абрамцевский кружок С. И. Мамонтова (с 1888). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества "Мир искусства" (1899-1901). Член-учредитель "Союза русских художников" (1903).
Посетил Италию, Австрию, Францию, Германию, Грецию, Турцию. В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 - по Волге и Каме. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894). Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Главное содержание творчества - религиозно-нравственные поиски, стремление показать русского человека в лучших проявлениях его духовных качеств.
The vista of the winding river, green banks and strip of forest on the horizon is quiet and tranquil. Moved to the left, the massive and monumental figure of the artist sharply contrasts this peaceful landscape. Mikhail Nesterov creates the image of a man of great strength of spirit, immersed in profound and tense meditation. The touching yellow flower alongside the figure, painted by a few light brushstrokes, underlines the artist’s aloof loneliness.
Painter, portraitist, landscape artist, genre painter, author of memoirs and essays on artists. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1877-81, 1884-86) and the Imperial Academy of Arts (1881-84). Full member of the Imperial Academy of Arts (1910). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1896) and founding member of the Union of Russian Artists (1903). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1889-1901), World of Art (1899-1901), 36 Artists (1901-03), Union of Russian Artists (1922, 1923), All-Russian Exhibition in Nizhny Novgorod (1896), Exposition Universelle in Paris (1900), International Exhibitions in Munich (1898,1909) and Rome (1911), Die erste russische Kunstausstellung in Berlin (1922) and the Exhibition of Russian Art in New York (1924). Honoured Artist of the RUSSIAN SOVIET FEDERATED SOCIALIST REPUBLIC (1942).