Врубель М. А.

Венеция


Декоративное панно

1893

Холст, масло. 319 х 134 (верх - полукруг)

Пост. в 1908 от В. В. фон Мекка, Москва; ранее – собрание К. Д. Арцыбушева, Москва


Непонимание встретил мастер <Врубель> и в монументальной живописи. Первые работы — плафон и триптих „Суд Париса“ (1893, ГТГ) для дома Дункеров заказчики отвергли. Панно „Венеция“ (ГРМ) они тоже „забраковали“. Если триптих с его безмятежной гармонией написан под впечатлением искусства Ренессанса, то „Венеция“ воспринимается как интуитивистское „прозрение“ в саму эпоху Возрождения. „Царица морей“ залита ярким светом, превращающим мосты, простые дома и роскошные дворцы в феерическую декорацию для вечно длящегося в этом городе праздника жизни. „Случайная“ композиция сообщает динамизм сцене. Изображенное лишено фабулы. Художник „выхватывает“ фрагмент движущейся вдоль набережной толпы нарядно одетых людей, отчего случайные позы и жесты, выражения лиц, встретившиеся взгляды, сопоставления возрастов и темпераментов обретают волнующую загадочность и многозначительность. Картина выдержана в любимой „венецианцами“ гамме лилово-фиолетовых и золотистых тонов. Мазки-плоскости „гранят“ форму. Они нанесены на холст так, что между ними виден нетронутый краской грунт. Это создает эффект светоносности, усиливающий ощущение красоты, очарования таинственного сна от увиденной сцены прошлого. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 16.

Сюжеты многих произведений Врубеля навеяны собственными впечатлениями от пребывания в Италии в 1884–1885. В Венеции художник изучал средневековые мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных художников Эпохи Возрождения — Джованни Беллини, Карпаччо, Чима да Конельяно. Панно "Венеция" было создано для дома К. Г. и Е. Д. Дункер в Москве, но было отклонено заказчиками и куплено К. Д. Арцыбушевым. 

Художник переносит нас в эпоху итальянского Возрождения, на феерический венецианский карнавал. Роскошь колорита – сверкание лиловых, золотистых, бирюзовых красок — сразу же вводит зрителя в эмоциональную приподнятую атмосферу праздника. Будто всемогущий чародей мастер выхватывает из многолюдной, теснящейся толпы группу людей и заставляет их замереть в странных позах. Фрагментарная композиция напоминает внезапно остановленный кинокадр, центральное место в котором занимает черноокая красавица в богатом уборе. У ее поднятой вверх руки возникает из толпы прелестное лицо юной девушки. Чуть позади чернобородый мужчина, вытянувшись, вглядывается во что-то, поразившее его воображение. Особое внимание привлекает задумчивый грациозный юноша. Отрешенный от царящей вокруг суеты, молодой человек не замечает неприятного старика, тревожно, недобро заглядывающего ему в лицо, словно пытаясь отгадать затаенные мысли. В вихре карнавала внезапно столкнулись люди, разные по возрасту, характеру, темпераменту, чуждые друг другу. И все же создается впечатление, что между ними протянуты невидимые нити, существует некая загадочная связь, разгадать которую художник предлагает зрителю. Этой таинственностью, скрытым намеком на непознаваемость человеческой души, сложность человеческих взаимоотношений, а также эмоциональностью и красотой живописи, завораживает «Венеция».

 

Врубель Михаил Александрович
1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1905).

Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П. П. Чистякова (курс не окончил). По совету И. Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").

Vrubel M. A.

Venice


Decorative panel

1893

Canvas, oil. 319 x 134 (rectangle with a rounded top part)


The subjects of many of his works were inspired by his own memories of his stay in Italy in 1884–1885. There M.A. Vrubel studied medieval mosaics and stained-glass windows of San Marco and the Church of St. Mary. In this beautiful country he became acquainted with the works of such masters of the early Renaissance as Carpaccio, Giovanni Bellini, Cima de Conegliano.

The panel was created for the house of K.G. and E. D. Duncker in Moscow, but was rejected by the commissioners and purchased by K. D. Artsybushev.

Vrubel Mikhail Alexandrovich
1856, Omsk - 1910, St Petersburg

Painter, draughtsman, theatrical designer, applied artist, portraitist, writer of philosophical Symbolist compositions. Studied law at St Petersburg University (1874-79) and art under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-84). Academician of painting (1905). Member of the Abramtsevo circle (from 1889). Contributed to exhibitions (from 1891). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (1895, 1899, 1904), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1900-03, 1906; member from 1900, 1911), 36 Artists (1901, 1902), Union of Russian Artists (1903-10; founding member), Exposition Universelle in Paris (1900; gold medal) and the International Exhibitions in Vienna (1901) and Venice (1907). Designed for Sawa Mamontov''s Russian Private Opera (1890-1901).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library