Весной 1911 года Михаил Ларионов находился на военной службе под Москвой. Впечатления от армейской жизни отразились не только в его собственном творчестве, но и в творчестве Гончаровой. «Портрет Ларионова и его взводного» перекликается с так называемой солдатской серией Ларионова и при этом передает все особенности зрелой творческой манеры Гончаровой: стремление к экспрессии и монументальности, остроту живописного восприятия, подчеркнутую в этом полотне контрастом грубых мужских фигур и нежной цветущей ветки. Вместе с тем в картине своеобразно преломилось воздействие древних культур, интерес к которым прямо декларировала художница, в частности древнеегипетской пластики, различимое в утяжеленной статичности двух профильных фигур, в своеобразном фризе палаток-«пирамид» на дальнем плане. (Е. Б.).
Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 153.
Ларионов Михаил Федорович (1881, Тирасполь Бессарабской губернии – 1964, Фонтене-о-Роз, Франция) – живописец, график; книжный иллюстратор, театральный художник. Учился в МУЖВЗ (1898–1910, с перерывами). Участник выставок с 1898. Один из ведущих художников антрепризы С. П. Дягилева, по приглашению которого в 1915 выехал вместе с Н. С. Гончаровой в Швейцарию, затем в Италию. С 1919 постоянно жил в Париже.
Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 397.
Гончарова Наталия СергеевнаЖивописец, график, художник театра, иллюстратор книг.
Родилась в деревне Нагаево (Тульская губерния). Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1909) на скульптурном отделении у П. П. Трубецкого. Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К. А. Коровина, пользовалась советами М. Ф. Ларионова. Писала импрессионистические пейзажи (1901–1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911), восприняв традиции иконы, лубка и вывески. В этот период ее живописи преобладала крестьянская и религиозная тематика. С 1911 работала в духе футуризма. Вместе с Ларионовым разработала теорию одного из направлений абстрактной живописи – лучизма. Иллюстрировала книги футуристов В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Игра в аду», «Мирсконца», А. Е. Крученых «Пустынники» и «Пустынницы» (1912), С. П. Боброва «Ветроградари над лозами» (1913). Издала серию литографий «Мистические образы войны» (1914). Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). В 1914 по приглашению С. П. Дягилева в Париже участвует в оформлении оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова. С 1915 живет в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С. П. Дягилева» (1914–1929). Выполнила эскизы декораций и костюмов к балетам «Литургия» (на музыку православных песнопений), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1915), «Испанская рапсодия» М. Равеля (1916). Создала серию картин «Испанки», «Космос», иллюстрировала книги «Слово о полку Игореве» (1923), «Сказки» Н. В. Кодрянской (1950).
Mikhail Larionov served in the Russian Army in the spring of 1911. This period in his life is reflected in both his own oeuvre and the works of Natalia Goncharova. Portrait of Mikhail Larionov and his Platoon Commander has a common ring with Larionov’s own soldier series and conveys many of the features of Natalia Goncharova’s creative technique – her aspiration towards monumentality and expression and sharp painterly perception, underlined by the contrast between the coarse male figures and the tender blossom of the branch. The painting also reflects the artist’s interest in ancient cultures, such as Ancient Egyptian plastic art, as witnessed by the static heaviness of the two profiled figures and the original frieze of pyramidal buildings in the background.
Goncharova Natalia Sergeyevna 1881, Nagayevo (Tula Gubernia) - 1962, ParisPainter, graphic artist, theatrical designer. Studied sculpture at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1901-1909) and painting independently, enjoying the advice of Mikhail Larionov and attending Konstantin Korovin's studio. With Larionov organized the exhibitions of the Jack of Diamonds (1910), Donkey's Tail (1912), Target (1913) and No. 4. Futurists, Rayonists, Primitive (1914). Contributed to the exhibitions of the Golden Fleece (1908-1910), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), Der Blaue Reiter (1912) and Erste Deutsche Herbstsalon (1913). Solo exhibition with Larionov at the Galerie Paul Guillaume in Paris (1914), introductory article to catalogue written by Guillaume Apollnaire. Illustrated and designed Futurist books. Designed for Sergei Diaghilev's Ballet Russes. Left Russia for Switzerland and then Italy to work for Diaghilev (1915). Settled in Paris (1919).