Кончаловский П. П.

Матадор


1910

Холст, масло. 125,5 х 97

Пост. в 1998 от М. П. Кончаловского, сына художника (Москва)


В одной из ранних работ художника чувствуется влияние французского художника П. Сезанна, благодаря которому формировалась творческая манера известного мастера. П. Кончаловский в своем раннем творчестве стремится создать с помощью цвета и фактуры каждый портрет "мощным и цельным". В поясном портрете изображен испанский матадор Мануэль Гарта, один из главных участников традиционного в Испании боя быков. На его голове традиционный убор из бархатной буклированной нити, известный с ХIХ века, он одет в белую рубашку с галстуком и фрак (часть городского мужского костюма ХХ века), на левое плечо наброшен плащ-накидка зеленого цвета, в левой руке сигарета. Используя излюбленные художественные приемы, художник создал образ сильного, мужественного, полного достоинства матадора, смело и уверенно смотрящего на зрителя. 

Кончаловский Петр Петрович
1876, г. Славянск Харьковской губ. – 1956, г. Москва

Живописец, портретист, пейзажист, автор натюрмортов, картин бытового жанра.

Родился в Славянске (Харьковская губерния). Учился в Рисовальной школе в Харькове, в вечерних классах Строгановского центрального художественно-промышленного училища в Москве, в академии Р. Жюльена в Париже (1897–1898), затем в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге (1898–1905). Посещал занятия в мастерской К. А. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (до 1909). Испытал влияние П. Сезанна.

В 1910-е годы художника привлекала грубоватая лаконичная живопись провинциальных вывесочников и яркие росписи трактирных подносов. Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой – вот задача молодого Кончаловского в его многочисленных натюрмортах. И человека художник видел почти по-вывесочному огрубленно, цельно и мощно: «Портрет художника Г. Б. Якулова» (1910), «Семейный портрет» (1912), «Портрет матадора» (1913). 

Один из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), участник всех выставок одноименного общества (1912–1927). Член-учредитель общества «Московские живописцы» (1924–1925). В работах 1920-х исчезает «бубнововалетский» схематизм формы и цвета; живопись, оставаясь полнозвучной и яркой, обретает колористическую тонкость, сложное богатство переходов и внутренних контрастов холодного и жаркого цвета. Свой могучий живописный темперамент, радостное приятие жизни Кончаловский донес, сквозь все сложности жизни, до последних своих работ.

Во время Первой мировой войны в 1914-1917 годах находился на военной службе. В 1918-1921 годах преподавал в ГСХМ, которые были преобразованы во ВХУТЕМАС, затем во ВХУТЕИН в Москве, где был профессором в 1926-1929 годах. Был членом объединения «Бытие» (1921-1930). Действительный член АХ СССР (1947). За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Konchalovsky P. P.

Матадор


1910

Canvas, oil.


В одной из ранних работ художника чувствуется влияние французского художника П. Сезанна, благодаря которому формировалась творческая манера известного мастера. П. Кончаловский в своем раннем творчестве стремится создать с помощью цвета и фактуры каждый портрет "мощным и цельным". В поясном портрете изображен испанский матадор Мануэль Гарта, один из главных участников традиционного в Испании боя быков. На его голове традиционный убор из бархатной буклированной нити, известный с ХIХ века, он одет в белую рубашку с галстуком и фрак (часть городского мужского костюма ХХ века), на левое плечо наброшен плащ-накидка зеленого цвета, в левой руке сигарета. Используя излюбленные художественные приемы, художник создал образ сильного, мужественного, полного достоинства матадора, смело и уверенно смотрящего на зрителя. 

Konchalovsky Pyotr Petrovich
1876, Slavyansk (Kharkiv Gubernia) - 1956, Moscow

Painter. Studied at a school of drawing in Kharkiv, evening classes at the Stroganov Central School of Technical Drawing in Moscow, Academic de Rodolphe Julian in Paris (1897-98) and the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1898-1905). Attended Konstantin Korovin's studio at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (until 1909). Helped to organise the first Jack of Diamonds exhibition (1910) and contributed to all other Jack of Diamonds exhibitions (1912-1927). Contributed to the exhibitions of the Golden Fleece (1910), Salon d'Automne (1908, 1910), Salon des Independants (1910-1912) and the Moscow Fellowship of Artists (1911). Founding member of the Moscow Painters (1924-1925).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library