Роберто Монтенегро-и-Нерво (1886–1968) — мексиканский художник, в будущем директор Мексиканского музея народного искусства и искусствовед. Уроженец города Гвадалахары начал свое художественное образование в раннем возрасте в своем родном городе. Позже он поступил в Академию Сан-Карлос в Мехико. В 1905 Министерство образования предоставило молодому художнику возможность стажироваться в Европе, где он оставался до 1920, первоначально в Париже, позже – в Мадриде, что позволило ему завязать тесные дружеские отношения со многими крупными художниками и литераторами. Вероятно, в этот период мексиканский художник познакомился с А. Е. Яковлевым, который вместе со своим другом В. И. Шухаевым, после изучения старой живописи в Италии в 1913–1915 годы, побывали в Испании и на острове Майорка.
По возвращению в Мексику из Европы у Монтенегро проявился большой интерес к народному искусству, он издал книгу "Мексиканская живопись" (1800–1860), участвовал в создании фресок в таких важных сооружениях как Колледж святых Петра и Павла, Министерство образования и других.
Картина впервые была показана на выставке "Мир искусства" в Петрограде в конце 1915 года.
Живописец, график, художник театра, педагог.
Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Высшем художественном училище при Академии художеств (1905–1913) у Д. Н. Кардовского, уделявшего особое внимание обучению рисунку. Во время обучения увлекся графикой и начал сотрудничать в художественных журналах тех лет, в том числе в «Аполлоне». Много рисовал для «Сатирикона», а впоследствии – для «Нового Сатирикона» и «Нивы». Уже в ранних работах обозначилось его тяготение к «неоклассицизму». 1913–1915 провел вместе со своим другом В. И. Шухаевым в Италии, где изучал старую живопись. Затем побывал в Испании, на острове Майорка. Наряду с огромным количеством натурных этюдов, выполнил в Италии свой портрет в образе Арлекина, который стал частью двойного автопортрета Шухаева и Яковлева.
Элементы стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения заметны и в других произведениях художника, например. в картине «Скрипач» (1915). Во второй половине 1910-х занимался портретной живописью и рисунком, достиг больших успехов в технике сангины. К числу наиболее значительных произведений этого времени относятся «Портрет Казарозы (жены художника)» (1916) и «Автопортрет» (1917), графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова. Совместно с Шухаевым расписал плафон в особняке Фирсановых в Москве; вместе с Б. Д. Григорьевым и С. Ю. Судейкиным оформил артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде. Преподавал на архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской (1916–1917) в Петрограде. В 1917 наряду с Кардовским, Шухаевым и Радловым был инициатором создания «Цеха живописцев святого Луки». Летом 1917 как пенсионер Академии художеств отправился в Монголию, Китай и Японию. Путешествие заняло два года и привело к появлению серии работ о Китае. С 1920 жил в Париже. В 1924–1925 принимал участие в экспедиции Компании Ситроен в Северную и Центральную Африку. Привезенные из поездки картины и рисунки принесли Яковлеву шумный успех. В 1931–1932 вновь отправился с экспедицией в страны Востока – посетил Сирию, Иран, Афганистан, Монголию и Китай. Итогом поездки стала серия художественных работ, в основном, этнографического характера, но отмеченных виртуозной техникой рисунка. С 1934 по 1938 жил в США, преподавал в Школе изящных искусств (1934–1937) в Бостоне.
Roberto Montenegro Nervo (1886–1968) was a Mexican artist, later, the director of the Mexican Folk Art Museum and art critic. A native of the Guadalajara city began his art education at the early age in his hometown. Later he entered the Academy of San Carlos in Mexico City. In 1905 the Ministry of Education granted the young artist the opportunity to study in Europe, where he stayed until 1920. First in Paris, later - in Madrid that allowed him to establish close relationships with major artists and writers.
During that period the Mexican artist probably got acquainted with Alexander Yakovlev, who together with his friend Vasily Shukhaev after studying the old painting in Italy in 1913–1915, visited Spain and the Majorca island.
After his return to Mexico, Montenegro showed a great interest in folk art. He published a book "Mexican Painting" (1800–1860)», participated in the creation of frescoes in such important buildings as Saints Peter and Paul College, the Ministry of Education and others.
The painting was first shown at the exhibition "World of Art" in Petrograd in the end of 1915.
Painter, graphic artist, teacher. Studied under Dmitry Kardovsky at the Imperial Academy of Arts (1905-13). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Italy and Spain (1914-15) and China, Mongolia and Japan (1917-18). Member of the World of Art (1915) and founding member of the Guild of St Luke (1917). Contributed to exhibitions (from 1907). Contributed to the Exhibition of Drawings of the Satiricon Magazine (1909, 1910) and the exhibitions of the Union of Russian Artists (1909), Sergei Makovsky Salon (1909), Vladimir Izdebsky Salon (1909-10), World of Art (1912-21), Exhibition of Drawings of the New Satiricon Magazine (1913), Exhibition of Modern Russian Painting (1916), Russian Landscapes (1918-19), Exhibition of Russian Artists in Pskov (1920), International Exhibitions in Malmo (1914) and Rome (1914), Exhibitions of Russian Art in Paris (1921, 1927), New York (1923, 1924, 1927), Pittsburgh (1927), Brussels (1928) and Birmingham (1928). Taught at the New Studio of Art in Petrograd (1916-17) and the Boston School of Fine Arts (1934-37). Emigrated to Paris (1919). Awarded the Legion d''honneur (1926).