Картина "Движение в пространстве" служит эпиграфом ко всему творчеству Матюшина. Объектами его исследования становятся цвет и процессы цветового зрения человека в различных условиях. Как правило, художник исследовал взаимодействия цвета и среды на моделях восьми цветов – красных, оранжевых, желтых, желто-зеленых, голубых, синих, фиолетовых. Опираясь на основное положение своей теории – закон дополнительных цветов, – Матюшин подразделяет цвета на главный, действующий цвет, цвет, зависимый от среды, и сцепляющий их средний цвет. Цвет, как подтверждал Матюшин, является подвижным, зависимым от соседних цветов, от силы освещения, от масштабов цветовых полей.
Живописец, график, композитор, теоретик, педагог.
Родился в Нижнем Новгороде. Учился в Московской консерватории по классу скрипки (1876–1881), самостоятельно занимаясь живописью и графикой. В 1881 переехал в Петербург. Посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894–1898), студию Я. Ф. Ционглинского (1903–1905), где познакомился с поэтессой и художницей Е. Г. Гуро, ставшей его супругой и соратницей. В 1906–1907 занимался в школе-студии Е. Н. Званцевой. Подружившись (в 1908–1912) с Н. И. Кульбиным, братьями Бурлюками, В. В. Хлебниковым, К. С. Малевичем, А. Е. Крученых и другими авангардистами, стал одним из организаторов нового искусства. Участвовал в создании «Союза молодежи» (1910), открыл также издательство «Журавль», где до 1917 выпустил 20 футуристических книг. В 1913 написал музыку для этапного авангардного спектакля – футуристической оперы «Победа над солнцем» (либретто А. Крученых, сценография К. Малевича).
Как живописец прошел через увлечение импрессионизмом; в 1910-х создавал «кристаллографические» композиции в духе кубизма, а также скульптуры из корней и сучьев (цикл «Освобожденное движение», 1918, не сохранился). Познакомившись с философией П. А. Флоренского, вместе с женой, начал разрабатывать оригинальную теорию «нового пантеизма» – целостного восприятия мира в звуке и цвете, пространстве и движении. С годами центральное место в его творчестве получила идея «расширенного видения». Стремясь раздвинуть границы традиционного зрения, писал в окрестностях Петербурга акварельные «медитативные пейзажи» (1916), где небо композиционно сливается с землей. Преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918–1926), организовав там особую «мастерскую пространственного реализма».
Автор экспериментальных исследований восприятия цвета, теоретических работ о взаимодействии цвета и звука. Продолжил свои поиски в петроградском Музее живописной культуры (1922), а затем в Инхуке (Институт художественной культуры) (1923–1926). Из его учеников составилась группа «Зорвед» (от слов «зорко ведать»), опубликовавшая в 1923 свой манифест. Пейзажи и абстракции этого периода («Стог. Лахта», 1921; «Движение в пространстве», 1922; оба – в Русском музее) служили иллюстрациями к его теориям. На рубеже 1920–1930-х стремился придать своим идеям более практичное, пригодное для нужд оформительского дизайна выражение. С этой целью совместно с учениками выпустил коллективный труд «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (1932), предназначенный для практического применения на производстве. Один из лидеров русского авангарда, ключевая фигура русского кубофутуризма.
Movement in Space is, perhaps, the most important work painted by Mikhail Matiushin and an original epigraph to his entire oeuvre. A leading member of the Russian avant-garde, Matiushin inspired many innovative projects among the “left-wing” artists of St Petersburg.
A highly talented and erudite musician, painter, sculptor and art critic, he formulated the theory of “extended vision” in the early 1920s. This theory lay at the heart of the activities of Matiushin’s Zorved (see-know) group and the artist’s work at first the Museum of Artistic Culture and then the department of organic culture at the Institute of Artistic Culture.
In Movement in Space, the artist studies the interaction of colour and the environment on patterns of seven colours – reds, oranges, yellows, yellow-greens, light-blues, dark-blues and violets. Following the central principle of his theory, the law of supplementary colours, Matiushin divided colours into main active colour, environmental background colour and the medium colour that brings them all together. He affirmed that colour was always mobile and dependent on the adjoining colours, the strength of the light and the extent of the colour grounds. The artist published the results of his research into colour in his Reference Book on Colour (1932).
Живописец, график, композитор, теоретик, педагог.
Родился в Нижнем Новгороде. Учился в Московской консерватории по классу скрипки (1876–1881), самостоятельно занимаясь живописью и графикой. В 1881 переехал в Петербург. Посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894–1898), студию Я. Ф. Ционглинского (1903–1905), где познакомился с поэтессой и художницей Е. Г. Гуро, ставшей его супругой и соратницей. В 1906–1907 занимался в школе-студии Е. Н. Званцевой. Подружившись (в 1908–1912) с Н. И. Кульбиным, братьями Бурлюками, В. В. Хлебниковым, К. С. Малевичем, А. Е. Крученых и другими авангардистами, стал одним из организаторов нового искусства. Участвовал в создании «Союза молодежи» (1910), открыл также издательство «Журавль», где до 1917 выпустил 20 футуристических книг. В 1913 написал музыку для этапного авангардного спектакля – футуристической оперы «Победа над солнцем» (либретто А. Крученых, сценография К. Малевича).
Как живописец прошел через увлечение импрессионизмом; в 1910-х создавал «кристаллографические» композиции в духе кубизма, а также скульптуры из корней и сучьев (цикл «Освобожденное движение», 1918, не сохранился). Познакомившись с философией П. А. Флоренского, вместе с женой, начал разрабатывать оригинальную теорию «нового пантеизма» – целостного восприятия мира в звуке и цвете, пространстве и движении. С годами центральное место в его творчестве получила идея «расширенного видения». Стремясь раздвинуть границы традиционного зрения, писал в окрестностях Петербурга акварельные «медитативные пейзажи» (1916), где небо композиционно сливается с землей. Преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918–1926), организовав там особую «мастерскую пространственного реализма».
Автор экспериментальных исследований восприятия цвета, теоретических работ о взаимодействии цвета и звука. Продолжил свои поиски в петроградском Музее живописной культуры (1922), а затем в Инхуке (Институт художественной культуры) (1923–1926). Из его учеников составилась группа «Зорвед» (от слов «зорко ведать»), опубликовавшая в 1923 свой манифест. Пейзажи и абстракции этого периода («Стог. Лахта», 1921; «Движение в пространстве», 1922; оба – в Русском музее) служили иллюстрациями к его теориям. На рубеже 1920–1930-х стремился придать своим идеям более практичное, пригодное для нужд оформительского дизайна выражение. С этой целью совместно с учениками выпустил коллективный труд «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (1932), предназначенный для практического применения на производстве. Один из лидеров русского авангарда, ключевая фигура русского кубофутуризма.